«Есть политическое решение – регистрировать всех, кто соберет подписи». Источник в мэрии – о том, как пройдут выборы в Мосгордуму

11/07/2014 - 22:26 (по МСК) Карина Орлова

Ольга Романова все-таки подала документы на регистрацию на выборах в Мосгордуму. Ночью публицист и журналист заявила, что снимает свою кандидатуру из-за слишком большого количества брака в подписях на выдвижение, но за несколько минут до закрытия Мосгоризбиркома – а сегодня последний день приема документов, сообщила в соцсетях, что подала документы.

Еще один член коалиции «За Москву» – юрист фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь, сняла свою кандидатуру всерьез.

Орлова: Мы все помним, что обещали чиновники проверять чуть ли не 100% подлинных подписей с помощью графологов. Но собеседники «Дождя», близкие к мэрии, это было несколько человек, это важно, все сообщили о том, что есть политическое решение регистрировать всех – и системных, и несистемных оппозиционеров, кто соберет нужное количество подписей. Безусловно, при условии, что не будет явных фальшивок.

Вот снялась Любовь Соболь, при этом она заявляла, что вышла на хороший темп сбора – 400 подписей в день. Все говорило о том, что она должна собрать необходимые 5 тысяч и даже больше. Нужно еще вспомнить, что Николай Ляскин и Максим Мотин, которые уже собрали несколько тысяч, тоже снялись. Все они участники коалиции «За Москву». Таким образом, из 13 членов коалиции только двое – это Ольга Романова и Мария Гайдар в качестве самовыдвиженцев собрали и сдали документы на регистрацию.

Ольга Романова идет по участку №44. Главным претендентом там, кроме нее, на победу является справедливоросс Илья Свиридов. Несмотря на то, что он участвовал в праймериз, как говорят собеседники «Дождя», он не является для мэрии удобным кандидатом, поэтому на 44 участке, как ни странно, может развернуться, скорее всего, развернется настоящая конкурентная борьба избирательная. Потому что мэрии неудобно будет работать ни с Романовой, ни со Свиридовым, и их оставят разбираться вдвоем.

Что касается выдвижения несистемных оппозиционеров от системных оппозиционных партий. Здесь партиям КПРФ, «Справедливой России» просто не дали это сделать. Максим Мотин и Константин Янкаускас хотели и даже договаривались, чтобы пойти от них, но партиям в этом отказали. Официально была названа причина, что будут внутрипартийные разногласия, однако опять же собеседники «Дождя» говорят, что не согласовала мэрия такие кандидатуры.

В случае с «Яблоком», мы все помним, партия сначала договорилась, что будет выдвигать, а потом отказала Александру Винокурову, Максиму Кацу и Вере Кичановой. Тут нужно понимать, что «Яблоку» вообще разрешили, партии, которая не представлена в Мосгордуме, выдвигать кандидатов от себя. Кроме того, возможно речь даже будет идти о договоренностях, возможных преференциях на выборах в Госдуму. Тем не менее, здесь может быть интрига, «Яблоко» выдвинуло двух несистемных оппозиционеров, все они члены коалиции «За Москву». Это Юлия Галямина, Варвара Грязнова и Александр Попов. Они уже получили разрешение на регистрацию. Варвару Грязнову называют возможной темной лошадкой в своем округе избирательном 31, Северное Чертаново. Варвара на самом деле узнаваемая, несмотря на то, что она не пиарится и не светится в газетах, она пользуется популярностью и у нее есть неплохие шансы.

Что касается выдвижения от «Единой России» кандидатов, которые собирались идти самовыдвиженцами. Победители праймериз по нескольким округам вовсю собирали подписи уже в конце июня, в начале июля, заявляли, что у них уже есть 80% подписей. Это был директор школы, директор гимназии. Но неожиданно 4 июля на съезде московского отделения «Единой России» партия выдвинула 8 кандидатов, ровно тех, которые собирались идти самовыдвиженцами. Это довольно странная история, но как говорят собеседники «Дождя», сделано это было потому, что праймериз и так были провальными, явка была низкая, понятно, что собрали там немного подписей, а чтобы не вызывать сомнений в подлинности уже собранных подписей, решили выдвинуть этих людей от партии.

Что касается членов коалиции «За Москву». Один из первых, кто довольно много – несколько тысяч подписей собрал – объявил, что не успеет набрать нужное количество – 4500, объявил муниципальный депутат Печатников Максим Мотин. Напомню, во время проведения избирательной кампании против него самого начали кампанию, только уже не избирательную, а по дискредитации. Активисты молодой гвардии «Единая Россия» раздавали в районе листовки, в которой Мотина называли фашистом и говорили, что он ездил в Одессу помогать «Правому сектору».

Максим Мотин, муниципальный депутат района Печатники: Нам не хватило буквально 5-6 дней, это фактически те дни, которые власти отняли при объявлении начала избирательной кампании. Они объявили в ночь перед большими праздниками, где было 4 дня выходных, и эти 4 дня выходных автоматически съелись – в эти дни нельзя было собирать подписи, потому что не было технической возможности открыть избирательный счет в банке, а подписные листы можно распечатать, только оплатив их заранее с избирательно счета. А избирательный счет открывался в понедельник, оплачивать можно было только во вторник. То есть эти 4-4,5 дня съелись. Плюс в один день приезжала полиция, забирала куб по выданному какому-то звонку, забирали сборщиков. Поэтому 5 дней нам не хватило. Если бы они были, думаю, что мы бы дополнительное количество 800 подписей собрали.

Орлова: Заказчиком кампании по раздаче этих листовок Максим Мотин называет действующего депутата Мосгордумы Людмилу Стебенкову, она также выставляет свою кандидатуру на выборах. Это очень опытный политик, глава Комитета московской Думы по здравоохранению. Теперь она наверняка будет победителем на выборах в 25-м округе.

Вообще черный пиар и провокации широко использовались в ходе этой кампании, недавний случай на этой неделе – 400 фальшивых подписей, которые были вброшены в штаб Ольги Романовой. Как рассказывают собеседники «Дождя», близкие к мэрии, причем опять же несколько человек, все говорят, что непосредственно заказа мэрии в этом нет. Напомню, за организацию выборов отвечает Анастасия Ракова, заммэра. И вообще нужно понимать, это важный момент, что день голосования будет проведен чисто, это такое политическое решение.

Монгайт: То есть если это не заказ мэрии, то это заказ конкурентов, да?

Орлова: Заказа мэрии нет, но есть такое молчаливое попустительство. Кроме мэрии, есть же еще префектуры, управы, то есть все всё знают о том, что происходит, но никто особенно против не выступает. Именно вот так решили устранить оппозицию, не считая главного препятствия, это 3% барьер, его увеличили в 6 раз: был полпроцента, стал 3%. Это очень эффективная находка, как оказалось теперь уже. Плюс эти крючкотворные требования к подписным листам, там любая закорючка, вот подпись, и если выходит за рамки поля, он считается браком. Тем не менее, есть решение регистрировать всех… Думаю, что Ольгу Романову и Марию Гайдар зарегистрируют.

Казнин: Мария Гайдар тоже оппозиционной считается?

Орлова: Она идет от коалиции «За Москву».

Казнин: Она советник вице-мэра при этом.

Орлова: Да, советник. Дима, я понимаю твое опасение…

Казнин: Нет, это не опасение, я просто хочу определиться в терминологии, если мы говорим «оппозиционный кандидат». В каком смысле тогда оппозиционный?

Орлова: Она советник, это не должность.

Монгайт: Мы все знаем ее взгляды, они достаточно либеральные.

Орлова: Она идет от коалиции «За Москву».

Казнин: У очень многих вице-мэров тоже либеральные взгляды, у уже действующих чиновников.

Орлова: Но они их скрывают.

Казнин: Да нет, не скрывают. Мне просто хотелось бы понять.

Орлова: Мне больше интересна история Максима Каца. Муниципальный депутат Щукино. Помним его предысторию?  Он сначала заявил, что не будет выдвигать свою кандидатуру, потом передумал, сказал, что к нему пришло там много обращений, что умоляли просто пойти на выборы. В итоге он объявил, что будет собирать деньги с помощью краудфандинга, собрал 2 миллиона 200 тысяч рублей и в итоге больше 6 тысяч подписей.

Мы знаем, что Максим Кац – неоднозначная фигура, он открыто поддерживает все инициативы Максима Ликсутова и департамента транспорта, плюс история с выборами в Омске, когда в последний момент Илья Варламов снялся с выборов, а его штаб возглавлял Кац. В общем, есть мнение, и публично его высказал в газете «Коммерсантъ» еще в 2012 году в статье «Великий мурзилка» Олег Кашин, что Кац, как и Варламов, оба мурзилки.

Ну и вот два дня назад случается скандал с выборами в Мосгордуму, LifeNews выкладывает на своем сайте прослушку разговора Максима Каца с кем-то, где он выражает свою обеспокоенность тем, что Мария Гайдар и Любовь Соболь могли, скажем так, не совсем честно получить подписи. Негативный имиджевый эффект, как вы понимаете, получил не Кац, а Гайдар и Соболь, потому что Максим Кац сомневается в том, что можно собрать подписи. А сам Максим Кац объясняет, что искренне беспокоится, что его коллег по избранию в Мосгордуму могли подставить.

Максим Кац, муниципальный депутат района Щукино: Что сейчас будет? Если те, кто по административному ресурсу собрал подписи, был врач совсем недавно, к которому позвонили и спросили: «Как собрала?», она говорит: «А я не знаю вообще». Надо смотреть, если подписные листы явно не соответствуют закону и их зарегистрируют, то это тогда нечестные выборы, а оппозиционеров не зарегистрируют. Если сейчас возьмут и всех зарегистрируют, я не знаю, по-моему, нормально все. «Молодая гвардия», Мотин и Романова, да, это препятствия, но это какие-то такие, это несистемная история. Это какая-то непонятная шушера, то есть это не управы, не префектуры, не «Единая Россия» сама. Это какая-то молодежь решила, что надо так сделать, ну и сделала. Пока то, что заявляли Ракова и Собянин по поводу того, что они хотят честных выборов, я пока опровержений не видел. Барьер высокий, но это федеральный закон.

Орлова: Вот Максим Кац говорит, что к провокации и к черному пиару ни мэрия, ни префектура, ни «Единая Россия» не причастны. Однако как вам, коллеги, такой ход – выставление двойника? На участке №32, где собиралась баллотироваться юрист фонда Алексея Навального Любовь Соболь, «Единая Россия» выставила Татьяну Ломакину. Мало того, что внешне обе женщины похожи как сестры, так Ломакина еще тоже юрист, по возрасту они одногодки. Ломакина выиграла праймериз, шла как самовыдвиженец и оказалась сама в числе из тех 8, кого «Единая Россия» в итоге выставила на выборы от партии.

Еще можно вспомнить недавнюю историю, как в офисе префектуры обнаружился склад агитационных материалов «Яблоко». Еще такой захватывающийся сюжет развернулся в избирательном округе 21, Юго-восточного административного округа. Там на выборы сначала шел главврач военного госпиталя №21 Георгий Местергази, которого вывели на праймериз, он их выиграл. От оппозиции в том же округе баллотируется Андрей Клычков, депутат КПРФ. Понятно, что КПРФ мы не считаем оппозицией, но он один из таких адекватных из КПРФ, он действительно не является таким провластным. У него были хорошие шансы, его там знают, даже поддерживают, но в последний момент «Единая Россия» выставляет префекта на выборы, префекта юго-восточного административного округа.

Владимир Зотов имеет очень прочные связи с этим округом, он возглавляет его уже 23 года, считается ставленником заммэра Петра Бирюкова, который сохранил свой пост после отставки Лужкова. Зотова много обвиняют в коррупции. По информации, которую удалось нам получить, его давно уже хотели уволить, не знали как, но вот нашли, куда отправить на пенсию.

Андрей Клычков, руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме: В отношении себя я вижу сильнейшего оппонента в лице префекта, у которого, наверное, одна альтернатива – это победить коммунистов, причем еще руководителя фракции, для того, чтобы просто менять место префекта на место в Московской городской думе. Но все это цветочки, я думаю, что дальше мы увидим больше. Сейчас те процессы, которые идут в Москве в отношении других кандидатов, кто собирает подписи, кто не собирает подписи, мне кажется, в каждом отдельном случае будет своя история, свое отношение. Но при этом лично я не ощущаю желания, по крайней мере, полученные образы зарубить каким-то образом, хотя посмотрим по результатам в каждом отдельном округе.

Орлова: Против префекта Зотова никаких обвинений нет, обвиняют не следственные органы, но происходят какие-то митинги, в прессе пишут, в местных газетах. Да, Алексея Навального тоже обвиняют, про него тоже пишут, тем не менее, это есть, это факт. Это информационный фон, который сложился вокруг Зотова. Хотя Андрея Клычкова тоже во всем подряд обвиняют.

Монгайт: Это настоящие выборы, когда они так обставлены, и этим они интересны, что это выборы, где есть некая политическая борьба.

Орлова: Андрей Клычков считает, что у него шансов нет, что Зотов префект, это административный ресурс, хотя опять же повторюсь, что если решение проводить выборы чисто. Как они пройдут на этом округе, не очень понятно. Но все настаивают на том, что они будут чисты. Все, что можно будет, используют в период агитации.

У Максима Каца в округе выставлен бизнесмен, владелец строительной компании Олег Сорока, он вообще не известен жителям, но он обеспеченный человек, он может себе позволить широкую агитационную кампанию. Здесь вопрос: Максима Каца действительно знают, он подписи собирал, ему это удалось, хотя нужно отдать ему должное, об этом все говорят, что он работал как настоящий бизнесмен. Я видела его схемы, у него все просчитано, это какие-то математические многоходовки.

Монгайт: Он - чемпион по спортивному покеру, это мы все помним.

Орлова: Это правда. Я думаю, что если есть решение проводить выборы чисто, что у Максима Каца, несмотря на все финансовые ресурсы его конкурентов, есть шанс на победу.

Казнин: Здесь все-таки очень важна узнаваемость. Можно ничего не делать, я имею в виду грязные технологии, но если человек узнаваем в округе, а если говорить о префекте, он узнаваем среди людей, которые голосуют, а мы знаем, что это за контингент, это люди, которые живут там очень давно.

Орлова: У префекта есть большие шансы, что он выиграет, это очевидно, даже Клычков об этом говорит. А вот Максим Кац, отдает должное своим конкурентам, но, по-моему, не настроен на проигрыш. 

Фото: РИА Новости

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски