Есть ли политический след в деле националиста Горячева?

Защита националиста Ильи Горячева сегодня обжаловала решение Верховного суда Белграда об экстрадиции их подопечного. Вчера стало известно: пятого июня сербский суд решил выдать России одного из основателей организации Русский образ и главного свидетеля по делу об убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой.

Во время процесса Илья Горячев уехал их России и получил вид на жительство в Сербии.

Теперь Следственный комитет заявляет, Горячев не только свидетель, но и вдохновитель целого ряда националистических убийств и требует его экстрадиции на родину. Российские адвокаты Ильи Горячева уже сделали ряд громких заявлений. Они уверены, что дело политическое. С сербским и российскими адвокатами националиста пообщался Илья Васюнин.

На следствии по делу об убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой Илья Горячев рассказывал, что Никита Тихонов признавался ему в убийстве. Тихонов был одним из ближайших друзей Горячева, так что на суде эти показания стали одним из ключевых доказательств. Потом соратники Горячева объясняли, что перед ним был выбор: назвать одного Тихонова или дать показания против целого ряда националистов. Горячев вроде как выбрал наименьшее зло. Но его репутации это не помогло. В националистических кругах его назвали предателем. Он уехал в Сербию, где у него были хорошие связи среди местных националистов.

И вот 9 мая Горячев задержан, Следственный комитет заявляет: Горячев – вдохновитель целого ряда убийств. В списке судья Чувашов, антифашист Федор Филатов, Иван Хуторской, тайский боксер Муслим Абдулаев и другие, причем на этот раз вроде как Никита Тихонов да показания против Ильи Горячева. Сегодня стало известно, что среди людей, которые давали показания, могут быть и другие националисты, задержанные по этим делам.

В Сербии Горячева защищает адвокат Горан Петрониевич. Самым его громким клиентом является первый президент Югославии Радован Караджич, которого судят в Гааге. Ему помогают адвокат Николай Полозов и Марк Фейгин, известные широкой публике в России по процессу над Pussy Riot. Петрониевич говорит, что Белградский суд провел рассмотрение дела об экстрадиции Горячева, пока тот был в России, что судья не стала исследовать доказательства вины. Их просто не было в документах, которые представила российская сторона.

Горан Петрониевич, адвокат Ильи Горячева в Сербии: Суд первой инстанции не занимался проблемой поиска улик и доказательств. Итого существуют ли основания для выдачи Горячева в Российскую Федерацию? Это нужно было сделать. То, что это не было сделано – большой недостаток прошедшего заседания.

Горан Петрониевич рассказывает, что  к нему обратились товарищи русского националиста из организации «Сербский образ». По его образцу Горячев и Тихонов вместе создали журнал с названием «Русский образ», вокруг которого затем возникло общественное движение. «Русский образ» называли частью управляемого национализма, то есть вроде как прокремлевская организация. Теперь выходит, что управляемые националисты были крышей для подпольных националистов. Алексей Михайлов, который входил в «Русский образ», теперь член политсовета партии «Родина», говорит, что Илья Горячев сам всегда выступал против радикалов.

Алексей Михайлов, член политсовета партии «Родина»: Могу сказать, что его политическая линия всегда была как раз на легальность, законность. Он боролся с увлечением правой молодежи терроризмом, революционными моментами и даже подвергался атакам, обвинениям со стороны радикалов в том, что он якобы уводит людей. И теперь в угоду политическим интересам из этого человека пытаются сделать вождя тех самых экстремистов, которые убивали людей по принципу идеологической вражды.

Адвокат Марк Фейгин ездил в Белград и встречался в тюрьме с Ильей Горячевым. Он говорит, что дело политическое. В ходе разговора с адвокатом Горячев предположил, что его хотят экстрадировать в Россию, чтобы тот дал показания на неких сотрудников администрации президента – вроде как тех самых, которые курировали «Русский образ».

Марк Фейгин, адвокат Илья Горячева в России: Разговор был достаточно коротким. Были еще кое-какие вещи, которые пока преждевременно обнародовать. Они в основном касаются отношений с администрацией президента. Я думаю, что в дальнейшем мы эти сведения тоже обнародуем. В общем-то курировали спецслужбы деятельность «Русского образа», самого Горячева, встречались с представителями спецслужб. Поверить в то, что спецслужбы и администрация президента допустили участие Горячева в совершении таких чудовищных преступлений – убийства Маркелова и Бабуровой – я просто в это не верю.

Брат погибшего Станислава Маркелова Михаил, который пристально следил за расследованием громкого дела, говорит, что политической подоплеки нет: все это время следователи прост собирали доказательства против Ильи Горячева.

Михаил Маркелов, депутат Госдумы, брат Станислава Маркелова: Конечно, было выгодно сейчас представить его как политическое дело. Отвлекает от сути вопроса. Но квалифицирующие признаки, доказательства – на все требуется время. Обвинения Горячеву были готовы, было понятно, в какой он стране, но конкретное место не было известно. А сейчас все, что произошло, известно его местонахождение, и вполне логично, что потребовали его экстрадиции.

Судьба самого Горячева может решиться уже до конца месяца. В этот срок сербский суд рассмотрит жалобу защиты националиста.

Другие выпуски