«На улицах скандируют „герои, герои“». Как сдавались захватчики в Ереване

Рассказывает журналист Николай Торосян
31/07/2016 - 21:17 (по МСК) Петр Рузавин, Дарья Полыгаева

Здание полиции в Ереване, наконец, освободили. После двухнедельной осады ситуация с захватом заложников разрешилась: нападавшие сложили оружие и сдались властям. Задержаны задержали 20 человек.

Здание полиции захватили в Ереване еще 17 июля. В заложниках при этом оказались высокопоставленные силовики, а спустя неделю и медики, которые приехали оказывать помощь нападавшим. Всего в результате нападения двое полицейских погибли, шестеро получили ранения. Всех выживших заложников впоследствии отпустили.

Как сдавались захватчики здания, Дождь узнал у журналиста Николая Торосяна, который в момент спецоперации находился в Ереване.

 

Расскажите, почему же нападавшие все-таки сдались?

Нападавшие свою сдачу без новой крови и новых жертв объясняют именно тем, что новая кровь просто была бы бессмысленна. Они заявляют: «Мы могли бы дать отпор полиции, но это привело бы к новым жертвам как с нашей, так и с их стороны». Сами они заявили, что считают себя военнопленными и сдались без каких-то новых вооруженных инцидентов.

На данный момент все они выведены с полка ППС и переведены, я так подозреваю, в какие-то следственные изоляторы.

Правильно ли я понимаю, что эта спецоперация была проведена без единого выстрела и все было достаточно спокойно?

В течение дня на территории полка ППС звучали выстрелы и взрывы, однако сама операция была проведена без боя. Они сдались при посредничестве одного из депутатов парламента Нагорно-Карабахской Республики, героя войны, некоторые из солдат которого, кстати, находились на территории этого полка.

Помимо того, что они заявляют, что не хотели большего количества жертв, что еще их заставило сдаться, ведь их требования не были выполнены?

Также они заявляют, что вооруженный захват полка ППС должен был стать искрой, из которой появится пламя, однако Варужан Аветисян в своем заявлении сказал, что этого не произошло, несмотря на то, что есть большой общественный резонанс. Этого оказалось недостаточно.

Как люди, которые сочувствовали захватчикам, отреагировали на то, что здание полиции все-таки освободили? Планируются ли в Ереване массовые акции?

Как раз сейчас в Ереване проходит митинг в поддержку группы «Неистовые из Сасуна». Люди ходят по улицам, скандируя «Герои, герои!», и призывают продолжать борьбу уже в каком-то другом поле, не вооруженном. Можно считать, что этот этап закончился, но сам конфликт не завершился. Точно так же никуда не исчезли причины, которые породили этот конфликт.

Расскажите чуть подробнее про эту акцию. Много ли людей принимает в ней участие? Насколько она мирная?

Акция проходит мирно. Прямо сейчас шествие движется по улицам Еревана. Никаких призывов к насилию нет, полиция тоже ведет себя мирно. Никаких столкновений или провокаций сейчас не происходит.

Вы говорите, что сочувствующие захватчикам обещают продолжить борьбу. За что они будут бороться?

Бороться они будут за свое представление о справедливости. Люди очень недовольны ситуацией, которая сложилась в стране. Они будут продолжать борьбу, призывая к отставке правительства и президента и изменению политической ситуации в стране в целом.

Какие обвинения грозят захватчикам после задержания?

Это интересный момент, потому что Служба национальной безопасности до сих пор не заявляла о возбуждении дела по статье по признакам терроризма, однако сегодня и вчера в официальных заявлениях силовых структур появилась формулировка «террористы», «терроризм». Даже сегодня после сдачи этих людей они заявили: «Захвачены двадцать террористов».

Достоверно известно, что возбуждено дело о захвате административных зданий и незаконном обороте оружия. Нам известно, что погибли двое полицейских, однако о возбуждении дел пока официально не заявлялось. Также из этих заявлений можно предположить, что все-таки будут возбуждены дела о терроризме.

Насколько я понимаю, им обещали более мягкое наказание, если они сами сдадутся властям.

Да, не всем, но некоторым из них обещали. На сегодняшний день говорить о том, как их будут судить, действительно рано, о чем свидетельствует формулировка «двадцать террористов». СНБ назвала террористами всех человек, которые сдались с полка ППС.  

 

Фото: Reuters

Другие выпуски