Эксперт суда по делу YouTube: и «Борат» можно признать экстремистским

01/10/2012 - 21:15 (по МСК) Павел Лобков, Ольга Писпанен

Фильм «Невинность мусульман» признан экстремистским. Сегодня Тверской районный суд Москвы выслушал мнения экспертов, ознакомился с доводами прокуратуры и аппарата уполномоченного по правам человека.

В итоге судья Евгений Комиссаров пришел к выводу, что любительская антиисламская картина, снятая в Соединенных Штатах, разжигает религиозную рознь. И поэтому должна считаться экстремистской. Это означает, что «Невинность мусульман» будет запрещена к показу в России через месяц, когда решение суда вступит в силу.

У нас в гостях Наталья Крюкова, эксперт Института культурологии Российской академии наук, непосредственно участвовавшая в проведении экспертизы фильма «Невинность мусульман» и подготовке заключения для Тверского суда.

Лобков: Вы несколько раз посмотрели этот ролик. Каковы ваши впечатления?

Крюкова: Прежде всего, ролик состоит из двух частей. Первая – банальная страшилка, состоит из локального эпизода, ничего выдающегося не представляет, и даже в таком, очень условно, художественном плане может признана за эпизод какого-то фильма.

Писпанен: Это же и есть эпизод, не целый фильм вы видели.

Крюкова: Что следует  за этим эпизодом, за разгромом христианской клиники в каком-то исламском государстве? Идет некое объяснение того, что было  до того, когда-то давно, что приводит к этому  и делает это закономерным. Тут-то все и начинается. Преквил сделан по мотивам историй жизни пророка Мухаммеда, в котором пророк показан в самом негативном для современного среднестатистического зрителя. Нужно учитывать следующие вещи. Пророк вставлен в символ исламской веры, в шахаду. Его  критика в исламском мире непозволительна.

Лобков: А то, что человек играет пророка Мухаммеда, уже является оскорбительным?

Крюкова: Этот момент не берусь утверждать, но представление – категорически недозволенно с точки зрения исламского менталитета. Это оскорбление божества.

Лобков: Вы математик, используете математические методы в анализе текстов, любого контента. Использовали ли вы это в анализе ролика «Невинность мусульман»?

Крюкова: Мы почти не использовали их. Текст был представлен на английском языке. Безусловно, наша группа делала перевод, у нас есть специалисты-переводчики с английского. Больше всего мы делали упор на видеоряд. Он вопиющий.

Писпанен: В не первый раз делаете экспертизу для суда. Обычно ваша экспертиза принимается безоговорочно, и мнение судьи основывается на ней? Ведь судья фильм не смотрел, но считает, что он экстремистский.

Крюкова: Мы не находились в зале во время всего слушания. Наши экспертизы в основном принимаются, не всегда безоговорочно. У нас есть случаи, когда дают на дополнительные исследования. Есть и те, которые откладываются во время исследования.

Лобков: Есть много фильмов, в которых содержится ирония в адрес носителей исламской веры. Например, это последний фильм с участием Саши Барона Коэна «Диктатор». Точно так же и христианской веры. Рок-опера «Иисус Христос – супер-звезда», к примеру, тоже была признана экстремистской в Ростове. Где грань, отделяющая пошлый и некорректный юмор от экстремизма?

Крюкова: К рок-опере «Иисус Христос – супер-звезда» относятся двояко. С одной стороны, как к фильму, который двадцать лет назад был неким проводником, указанием на то, что существует данная тематика. С другой стороны, последние события все больше обостряют чувства идентичности у верующих, как православных, так и у мусульман. Это, прежде всего, социокультурная ситуация, которая не только у нас в стране, но и во всем мире. Это то, что называется «арабской весной» - явные признаки идентичности. И в этой ситуации все воспринимается острее, имеет большие последствия.

Лобков: Если бы к вам сейчас попал фильм «Диктатор», возможно, его признали бы экстремистским?

Крюкова: Возможно, его пришлось бы признать экстремистским.

Пипанен: Пришлось? На вас давят какие-то социальные акции?

Крюкова: Нет, неправильно понимаете. Это вопрос социокультурный. Известный роман «Страдания молодого Вертера». В свое время, когда роман был написан, он повлек за собой массовые самоубийства именно на любовной почве. И тогда его вынуждены были запретить. Через почти сто лет была написана опера на эту же тему, и ни у кого не пришло в голову браться за пистолет.

Писпанен: Общество деградировало и не может понять, где хула, а где произведение искусства?

Крюкова: Нет, произведение искусства попадает в резонанс, а резонансы бывают разные.  

Другие выпуски