Экс-сенатора Шпигеля проверяют как иностранного агента

27/03/2013 - 21:40 (по МСК) Михаил Зыгарь, Татьяна Арно
В Совете Федерации стало на трех сенаторов меньше. Сегодня верхняя палата проголосовала за лишение мандата Виталия Малкина – у него нашли израильский паспорт и недвижимость в Канаде.

А также еще двух уже бывших сенаторов – Светланы Журовой – она переезжает в Госдуму, и Бориса Шпигеля – он избран президентом международной организации «Мир без нацизма», офис которой находится в Страсбурге. И по его собственным словам, совмещать две работы не может.

Сам Борис Шпигель был с нами на прямой связи по скайпу.

Зыгарь: Как вы оцениваете такую кампанию по чистке в Совете Федерации и Госдуме по принципу, есть или нет у парламентария собственность за границей?

Шпигель: Я не знаю ни о какой чистке. Вы говорите, ушло 3 или 4 сенатора. Дело в том, что у каждого есть свои причины для ухода, и это никак не связано с законом о недвижимости за границей, потому что, во-первых, закон еще не принят, а во-вторых, президент внес закон, который не касается никакой недвижимости, а касается только иностранных счетов. Здесь комментариев пока нет.

Зыгарь: А вам бы этот закон, если бы он был принят, не помешал бы продолжать работу в Совете Федерации, например? Может быть, у вас в голове тоже такие мысли были, когда вы решили предпочесть возглавить международную организацию.

Шпигель: Эта международная организация рождалась очень долго. Причинами ее создания являются вызовы, которые есть в мире, вызовы прежде всего по реабилитации нацистских преступников, коллаборационистов, по прохождению нацистских партий в парламенты различных государств. На конференции, которую мы проводили еще в 2009 году, было решено объединить антифашистские движения разных стран. Два года эта работа шла, после этого организация из 143 стран была зарегистрирована в Страсбурге, и только 12 ноября прошлого года меня избрали президентом этой организации сроком на 5 лет. Поэтому я думаю, что сегодня она, являясь достаточно серьезной организацией, должна сделать свое дело. Я думаю, в конечном итоге эта организация должна будет выполнять функции, которые выполняют сегодня другие организации. Ежемесячный мониторинг по странам, в которых сегодня идет ревизия второй мировой войны, происходят негативные моменты, которые могут повлиять на возрождение неонацизма. Сегодня нацистские проявления гораздо более злостные, серьезные, чем это было в 30-х годах.

Арно: Мы о неонацизме обязательно вас спросим позже. Мы хотели спросить, слышали ли вы про обыски у ваших коллег-правозащитников – у Human Rights Watch, Transparency International, так как вы сейчас имеете прямое отношение к международной правозащитной организации, слышали ли вы про обыски, или приходили ли в ваш офис с этими обысками?

Шпигель: Приходили в наш офис тоже, никаких обысков не было. Пришли работники, которые задавали определенные вопросы, их интересовала отчетность плана работ, уставные документы и прочие вопросы. Среди них были работники прокуратуры, ФСБ, налоговой инспекции. Насколько я знаю, генеральный директор нашей организации дала им эти документы, они написали акт и ушли.

Зыгарь: А вы собираетесь регистрировать российское представительство вашей организации «Мир без нацизма» как иностранного агента?

Шпигель: Структура нашей организации не может регистрироваться как иностранный агент. У нас в каждой стране, которая входит в наше движение, уже зарегистрирована организация: например, «Россия без нацизма», «Украина без нацизма», «Литва без нацизма», «Эстония без нацизма» и многие другие организации, и возглавляет эти организации назначенный нами на Генеральной Ассамблее правозащитный комиссар. Регистрироваться в качестве иностранного агента нужно только тогда, когда получаешь иностранное финансирование. Пока эти организации, в частности, «Россия без нацизма», не получают иностранного финансирования, она работает сегодня на гранды Общественной Палаты. В России далеко не благополучная обстановка с проявлениями того же нацизма и других негативных проявлений.

Арно: Следит ли ваша правозащитная организация за ситуацией в Смоленске, где депутат-единоросс Андрей Ершов высказался в адрес узников концлагерей: « А чем мы им обязаны? Тем, что их недобили?» Две женщины, которые в юном возрасте попали в концлагеря, подали в суд на Андрея Ершова, и суд отклонил их иски, и Андрей Ершов никакого наказания за это не понесет. Вы следите за этой ситуацией?

Шпигель: Мы этим сейчас занимаемся. Есть впечатление, что у этого человека не все в порядке с головой. Подобных заявлений делать нельзя. В российском обществе сегодня очень широко развит национализм, и он развивается все больше и больше. Нам нужно с этим бороться. С такими, как этот человек, поручено заниматься специальной группе «России без нацизма», которую возглавляет Михаил Островский. Мы дойдем до этого, это высказывание не будет оставлено просто так. Мы добьемся того, чтобы Генеральная прокуратура дала ему достаточно серьезную оценку.

Другие выпуски