Экс-посол Грузии в Китае: все, что сейчас происходит с бывшим премьером, делается в угоду избирателям «Грузинской мечты»

17/02/2014 - 21:43 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер

О том, за что будет сидеть автор знаменитой реформы МВД Грузии Вано Мерабашвили, мы поговорили по скайпу с бывшим послом Грузии в Китае, бизнесменом Мамукой Гамкрелидзе.

Казнин: Вано Мерабишвили был вторым человеком в государстве долгие годы. Когда практически все соратники Саакашвили, он оставался. Его прочили на пост президента. И сейчас он получил срок. Что-то ждет Саакашвили? Кажется, если сказали «а», надо говорить и «б».

Гамкрелидзе: Это знаковая фигура в грузинском мире. Одна часть общества Грузии его демонизирует, другая часть идеализирует. Этот человек, безусловно, очень талантлив. Я не могу сказать, что кто-то его боится. Самое главное кроется в том, что арест господина Мерабишвили как премьер-министра и нескольких других фигур прежней власти очень сильно может отразиться на отношениях с Европейским союзом. У нас запланировано подписание договора об ассоциации до августа этого года, а также будут обсуждаться вопросы расширения НАТО на саммите в Британии в сентябре. Я боюсь, что эти аресты будут играть очень негативную роль в отношении этих предстоящих событий.

Казнин: Может быть, наоборот Грузия таким образом демонстрирует, что неприкасаемых нет и что они готовы расследовать факты коррупции даже в отношении таких людей?

Гамкрелидзе: Это, безусловно, было бы очень хорошо, если бы восторжествовала справедливость во всем мире. Я сильно сомневаюсь, что только в этом кроется суть ареста. Все задержания были произведены в очень знаковый момент. Несколько десятков служащих мэрии Грузии были в одночасье взяты под стражу именно в тот момент, когда в Тбилиси проходил министериад НАТО. Естественно, все всколыхнулись. Через день всех этих людей выпустили из тюрьмы, дальше все не пошло. Складывается впечатление, что все делается, чтобы нас отдалить от предстоящего подписания договора об ассоциации. Меня беспокоят дела в Киеве. Боюсь, не произошло бы аналогичного в Грузии.

Казнин: Вы думаете, против Саакашвили будут возбуждаться уголовные дела?

Гамкрелидзе: Не знаю. Те вопросы, которые были подняты вокруг Саакашвили, никоим образом не могут его подвести под статью. Я не думаю, что Саакашвили имел какую-нибудь причастность к коррупционным вопросам, потому что сам боролся с этим делом. Саакашвили сейчас слишком серьезная фигура вообще в политическом эстеблишменте мира.

Кремер: Какую роль сегодняшний срок может сыграть в грядущих выборах?

Гамкрелидзе: Предстоящие выборы – выборы мэров городов. Боюсь, все аресты и задержания, например, мэра города Тбилиси, будут негативно отражаться на избирателе. Избиратель будет пассивен, и у людей я сейчас вижу мысль, что уже все равно, что уже назначили мэра Тбилиси, которого выберут. Я думаю, что будет пассивный «выбор» мэра города, который угоден нынешнему правительству.

Казнин: Что вы имеете в виду под тем, что боитесь повторения Киева в Тбилиси?

Гамкрелидзе: Я не имею в виду выступления против правительства. Я имею в виду то, что не отказались бы под каким-либо соусом от подписания, не отдалили бы этот вопрос. Хотя пока власть декларирует, что они будут подписывать. Меня беспокоят странные задержания и странные аресты бывших госчиновников.

Казнин: Не может быть суд над Мерабишвили показательным процессом, и его выпустят через 2-3 года?

Гамкрелидзе: Вполне возможно, что это делается в угоду избирателю «Грузинской мечты», потому что один из популистских лозунгов «Грузинской мечты», что будет восстановлена «справедливость». Очень много было разговоров о том, что Мерабишвили причастен к убийству одного молодого человека, о том, что он был причастен к силовому разгону «мирной» демонстрации 26 мая. Пока по этим вопросам Мерабишвили не осужден. Его осудили за превышение власти. О каком восстановлении справедливости может идти речь? Пока не могут доказать ничего по бывшему министру обороны, который тоже задержан, пока все вопросы снимаются постепенно по суду. Боюсь, мы имеем дело с несколько другим объявлением.

Другие выпуски