Экс-глава МВД Украины Юрий Луценко: не понимаю, почему Украина позволяет своим политикам раскалывать страну — можете представить генерала Дудаева кандидатом в президенты России?

14/04/2014 - 13:35 (по МСК) Никита Белоголовцев

Бывший министр внутренних дел Украины Юрий Луценко прокомментировал Никите Белоголовцеву сегодняшнюю ситуацию в охваченном протестами юго-восточном регионе Украины и отношение действующей власти к ним.

Белоголовцев: Юрий Николаевич, как вы оцениваете слова Турчинова, который не исключил возможности проведения референдума? В нынешней ситуации это видится, как де-факто он признал, что референдум 25 мая состоится.

Луценко: Несколько дней назад я на своей странице фейсбук выложил то предложение, которое носил несколько недель новому руководству страны. Оно сводится к тому, что власть должна реагировать на события на Восточной Украине, инспирированные Кремлем и поддержанные «пятой колонной», а также разочарованными в украинской политике гражданами, не только силой, но и умом. Безусловно, необходимо применять силу к террористам, которые захватывают государственные здания. Безусловно, нужно наводить порядок в силовых структурах страны, но кроме этого мы должны дать очень мощный импульс по возможности диалога со своими гражданами для тех, кто разочарован в двадцати годах украинской независимости.

С моей точки зрения, мы должны обсудить с людьми вопросы, которые 20 лет навязывают из Кремля, раскалывая украинское общество. Тем не менее, раз эти вопросы столь важны, их нужно вынести на обсуждение. С моей точки зрения, это сводится к следующему – признание украинского языка языком государственной поддержки и русского языка языком государственной защиты. Да или нет. Вопрос второй о введении мощного самоуправления, избираемого руководителями областей и районов, а также взвешенными государственными префектами на местах, которые наблюдают за соблюдением законности во всей стране. Да или нет. И третий вопрос о выборе внешнеполитического вектора интеграции – Таможенный союз или Европейский союз, также граждане должны определиться. И в силу последних лозунгов о федерализации, присоединении необходимо проголосовать по вопросу о целостности страны.

Белоголовцев: Понятно, что эти вопросы сейчас самые актуальные для украинской политики. Но вы не боитесь ситуации, когда условный запад и центр проголосуют массово одним образом, условный восток проголосует другим образом, и этот референдум страну не сплотит, а лишь покажет, что разные регионы страны придерживаются принципиально разных позиций по ключевым вопросам?

Луценко: Не боюсь, потому что предварительные социологические замеры показали, что идею так называемой федерализации на самом деле никто не понимает, что это означает, идею сепаратизма поддерживает несколько процентов жителей Донбасса. Идею федерализации, которая трансформируется в мощное самоуправление, поддерживает вся страна. Никакого вопроса в этом нет. Я абсолютно уверен, что проевропейское решение примет вся страна. С моей точки зрения, такой референдум не столько нужен для ответа на сиюминутные вопросы, на нынешнюю активность недружественного нам руководства России, это нужно для нашего будущего, нужно заложить архитектуру будущего, так, как это сделал первый президент Украины Кравчук в 1991 году. Тогда тоже очень многие сомневались, получит ли референдум о независимости страны большинство во всей стране.

Докладываю: Севастополь голосовал 54% за независимость Украины, и это был наш ответ 80% «за» по всей стране, этот ответ был на протяжении 20 лет ответом на все провокации против государственного курса независимой Украины. Точно так же и сейчас необходимо принять решение, нормализующее внутреннее отношение, прекращающее украинскую войну, навязанную нам извне, а также определяющее архитектуру будущего Европейской интеграции Украины. Уверен, что мы соберем большинство по всей стране.

Белоголовцев: Сегодняшнее заявление Турчинова многие восприняли как своеобразный неформальный ответ на невыполнение ультиматума. Многие в этих словах видят слабость исполняющего обязанности президента, потому что вместо обещанной по истечению ультиматума восточным регионам антитеррористической операции, он говорит о референдуме, отчасти выполняя их требования. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Луценко: Может быть, вы имеете право считать меня несколько амбициозным, но я думаю, что это ответ моим заявлениям на необходимость политического решения вопроса. Я несколько дней подряд на всех каналах украинского телевидения говорил, что необходимо и навести порядок против террористов, но одновременно дать возможность мирным жителям, коих есть абсолютное большинство в стране, разобраться в архитектуре общего будущего. Мне кажется, это был ответ на мои инициативы. Но если это ответ на сигналы, идущие с востока, это тоже неплохо. Неважно, кому отвечает господин исполняющий обязанности президента, главное, что сегодня эта инициатива прозвучала. И уверен, что она своевременна. Мы должны предлагать стране мирные решения в демократическом русле.

Белоголовцев: А вас не смущает, что ультиматум, о котором так много говорилось,  сейчас как-то растворился, и, несмотря на то, что его срок истек, нет ни заявлений, ни действий? Это опять-таки трактуется многими как слабость Киева и отсутствие четкого плана разрешения ситуации на востоке.

Луценко: В прошлом интервью ДОЖДЮ вы убедились в том, что я придерживаюсь позиции не критиковать руководство страны, которое находится в состоянии необъявленной войны. Поэтому и сегодня я воздержусь от любой оценки действий силовиков и исполняющего обязанности президента.

Белоголовцев: Некоторое время назад в эфире обсуждали тему возможного референдума, тогда об этом не было еще известно, с Олегом Царевым, одним из кандидатов на пост президента Украины. Он высказывался, что сейчас проведение выборов, тем более какой-то предвыборной агитации, по крайней мере, в ряде регионов страны невозможно, в том числе в связи с режимом спецоперации, который объявил глава Донецкой области Тарута некоторое время назад. Как, с вашей точки зрения, уживается режим спецоперации и подготовка к референдуму и к президентским выборам? Насколько вообще эти два процесса можно совмещать?

Луценко: Проведение спецоперации в отдельно взятом районном центре совершенно не мешает 45-миллионной стране принять взвешенное политическое решение и установить полноценную легитимность украинской власти. Вот как совмещается статус кандидата в президенты с призывами к сепаратизму, к разделу страны, это действительно странный вопрос. Почему до сих пор Олег Царев не лишен депутатской неприкосновенности и не привлечен к ответственности согласно Уголовному кодексу, это действительно вопрос. Почему кандидат в президенты действует против той страны, президентом которой он якобы хочет стать, и выполняет заказ Кремля сорвать украинские выборы, он ставит под сомнение легитимность власти и дееспособность страны, это действительно вопрос.

Украина - странная страна, которая позволяет открыто действовать врагам государства, используя демократические механизмы самой страны. К сожалению, с этим надо покончить. Я за политические дискуссии, но я против того, чтобы использовать государственный статус для подрыва самого государства. Это недопустимо в любой стране.

Белоголовцев: Но речь идет ведь не о спецоперации в отдельно взятом райцентре, речь идет сейчас о спецоперации для всей Донецкой области. И мы понимаем, что ситуация, скажем так, пограничная не только в Донецкой области. Здесь можно сказать о Харькове, о других соседних регионах.

Луценко: Я уточню: нам отсюда, из Киева, не до конца понятно, где будет спецоперация. Это больше известно там, в Москве. Где будут высаживаться «зеленые человечки», там и будет проводиться спецоперация. Меньше будет засланных «зеленых человечков» - меньше будет спецопераций и больше демократии. На вопрос с Царевым я тоже вам отвечу – вы представляете себе покойного Дудаева кандидатом в президенты России,  призывающего к отделению Кавказа? Вот я не представляю. Я тогда был всецело на стороне России и плакал вместе с вами, когда террористы уничтожали детей. Почему сегодня вы считаете нормальным явлением, когда кандидат в президенты колет страну, которую он якобы хочет возглавить, для меня это загадка. Возможно, во мне говорит украинский патриотизм и неприязнь к врагам моего государства. Тем не менее, выражаю свое уважение ДОЖДЮ и его позиции, которая дает нам возможность видеть иную Россию.

Фото: РИА Новости/Григорий Василенко

Другие выпуски