Джеймс Уорлик: «Конфликт в Нагорном Карабахе – проблема, над которой Россия и Америка могут работать вместе»

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ о возможностях урегулирования конфликта
14/07/2015 - 19:39 (по МСК)

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе Джеймс Уорлик в интервью Дождю рассказал о важности взаимодействия Вашингтона, Москвы и Парижа в разрешении проблемы.

- Насколько я понимаю, вы работаете над этой проблемой в Нагорном Карабахе уже в течение двух лет. Видите ли вы разрешение конфликта? Может быть, не сегодня и даже не через год, но представляется ли вам разрешение конфликта возможным или все попытки его решения напрасны?

Джеймс Уорлик: В первую очередь, я бы хотел поблагодарить вас за интервью. Я жил в Москве с 2001 по 2003 год, и мне очень нравилось, так что я очень рад вернуться. Да, я занимаюсь Нагорным Карабахом как одним из трех кризисных регионов с лета 2013 года. И на ваш вопрос я бы коротко ответил так: да, мирное урегулирование конфликта возможно, и мы стремимся к этому. Сегодня у нас - Вашингтона, Москвы и Парижа – появилась возможность стать посредниками в урегулировании конфликта. Это и есть наша задача.

- Можете рассказать в нескольких словах, что изменилось за два года, в течение которых вы работаете над этой проблемой?

Джеймс Уорлик: Конечно. Целых четыре раза состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана. Они встретились на полуторачасовой встрече в Вене в ноябре 2013 года, один на один, после многолетнего молчания, и сошлись на том, что хотели бы продолжать развивать взаимоотношения в мирном ключе. После Вены президенты встретились еще три раза: вначале в Сочи, в гостях у президента Путина, затем с государственным секретарем США Керри в Уэльсе, и совсем недавно, в октябре, с президентом Олландом в Париже. А сейчас мы работаем над тем, чтобы состоялась еще одна встреча.

- Существует так называемый мадридские принципы. Придерживаетесь ли вы и по сей день? Потому что некоторые критикуют вас за отступление от них. Или вы считаете, что они – не самый эффективный метод в поисках решения конфликта?

Джеймс Уорлик: Мадридские принципы – это основы для мирного урегулирования конфликтов. Они были основой еще при президенте Медведеве, когда его активные переговоры помогли приблизиться к соглашению в Казани. Составляющие этих принципов остались неизменны, и в будущем они станут фундаментом для всеобъемлющего соглашения.

- Расскажите о своих дальнейших планах. Вот вы едете в Нагорный Карабах. Чего вы ожидаете от визита?

Джеймс Уорлик: Начнем с того, что очень важным было наше совещание в Москве, потому что конфликт в Нагорном Карабахе - это проблема, над которой Россия и Америка в состоянии работать вместе. Мы встречаемся, взаимодействуем, обсуждаем повестку дня и вообще мой визит в очередной раз доказывает, как мы близки, работая вместе над урегулированием нагорно-карабахского конфликта. На этот раз мы не поедем в Нагорный Карабах, но мы посетим и Баку, и Ереван, где сами пообщаемся с обоими президентами о дальнейших планах и также постараемся организовать встречу между ним двумя.

- Вы сказали, что Нагорный Карабах – это одна из проблем, над которой Россия и США могут работать, взаимодействуя в сложных политических условиях, которые возникли в прошлом году в связи с Украиной. Вы, как человек, работающий в этой сфере с 2013 года, лично встретились с какими-то сложностями из-за внешнеполитической ситуации? Или в конкретном случае ничего не поменялось?

Джеймс Уорлик: Вы правы, отношения непростые, но у нас огромное количество других проблем, над которыми необходимо работать сообща и необходимо просто заняться их решением. Как я уже сказал, мы постоянно работаем над повесткой дня с моим российским коллегой. Всего на прошлой неделе он был в Вашингтоне на совещании по международной безопасности. Наверняка там ему задавали те же вопросы, на которые я отвечаю здесь, в России. Мы должны работать вместе, и мы будем работать вместе для достижения мира в регионе.

- То есть, вы считаете, что конкретно в этом вопросе ничего не изменилось из-за событий прошлого года?

Джеймс Уорлик: Мы успешно работали вместе над нагорно-карабахским конфликтом раньше и продолжаем делать это сейчас, несмотря на непростую внешнеполитическую ситуацию.

- Как вы, наверное, знаете, в связи с гражданскими протестами в Армении российские войска введены в некоторые армянские города, например, в Гюмри, и это широко освещается российскими СМИ. В чем заключается стратегическая задача России?

Джеймс Уорлик: Конечно, военные отношения с Арменией и Азербайджаном уходят корнями в прошлое, еще досоветское прошлое, поэтому то, что они периодически возобновляются в той или иной форме, не должно казаться неожиданностью. Важно то, что мы должны работать вместе, потому что люди в Армении и Азербайджане заслуживают жить в мире. Я признаю, что между Россией и Арменией есть некие отношения и уважаю это. Мы продолжаем работать с Россией на пути к урегулированию нагорно-карабахского конфликта. 

Также по теме
    Другие выпуски