Достоевский, Пушкин и Толстой пригласили Пелевина и Сорокина к Путину

20/11/2013 - 01:50 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно

Пушкин, Достоевский, Толстой и Солженицын приглашают на встречу с Владимиром Путиным. Она пройдет в Российском университете дружбы народов уже  21 ноября. С писателями российский президент встречается не впервые, но нынешний формат встречи особенный. С писателями российский президент встречается не впервые, но нынешний формат встречи особенный. В этом году Кремль сделал акцент на потомках великих классиков, от имени которых и рассылаются приглашения. 

Последний раз Владимир Путин встречался с писателями в 2011 году, и это было первое появление тогда еще премьера Путина на публике после решения баллотироваться на пост президента в третий раз. Тогда же писательская встреча впервые так резко и так ярко окрасилась политикой. Захар Прилепин спросил у Путина о его давнем знакомом, нефтетрейдере Геннадии Тимченко. Путин подтвердил, что с гражданином Тимченко знаком давно, после чего сам Тимченко в кулуарных разговорах нередко припоминал этот эпизод.  Нынешняя встреча с писателями носит совсем другой масштаб и опирается даже не на Путина, Прилепина или Тимченко, а на Толстого, Пушкина и Достоевского. 

Вот пригласительный, который получили участники встречи. На нем – подписи потомков великих писателей. 

Как удалось выяснить ДОЖДЮ, идея вписать современный литературный процесс в вечную классику принадлежит советнику президента по вопросам культуры Владимиру Толстому, правнуку Льва Толстого. Именно Толстой предложил другим именитым родственникам использовать их имена и факсимиле на пригласительных. Зачем, никто из опрошенных нами потомков не объяснил. Но один из них все же допустил, что делается это  для примирения различных литературных сообществ и просто для благородства. 

Один день — одно имя. Вот, например, Дмитрий Андреевич Достоевский, правнук писателя, живущий в Петербурге. Его также ждут на съезде в РУДН. О высоких литературных целях призван напомнить и Александр Александрович Пушкин. Приглашают на съезд писателей и от имени Михаила Юрьевича Лермонтова. Это полный тезка и потомок поэта.  Советский период представлен именами нобелиатами – Борис Пастернаком и Еленой Владимировной Пастернак, Александром Солженицыным и Натальей Солженицыной, а также Михаилом Шолоховым. На встрече с президентом будет присутствовать Александр Михайлович Шолохов, внук писателя. Давать комментарии в преддверии встречи ни один из родовых потомков не стал, подтвердив, что им звонили и спрашивали согласие на использование имени на пригласительном.

А теперь о современности. Один из литературных организаторов встречи рассказал нам,  что  списки приглашенных литераторов до сих пор согласовываются как с Владимиром Толстым, так и с первым замглавы администрации президента Вячеславом Володиным. Никаких ограничений нет, Путин готов к диалогу со всеми, рассказал источник. Позвали и таких критиков системы, как Дмитрия Быкова, Бориса Акунина, Эдуарда Лимонова и Аркадия Бабченко. Но Лимонов уже отказался от встречи, а Быков сослался на лекцию в Петербурге. Примет ли участие Акунин, подтверлить не удалось.

«Понятно, всем угодить не удастся, почвенники будут орать, что либералы подрывают нашу почву, а либералы уже на условиях анонимности называют встречу с Путиным подобием первого съезда союза писателей СССР 1934 года», — рассказал нам один из приглашенных писателей. Другой источник, имеющий отношении к организации форума, подтвердил, что Путин объявит о создании новой структуры, которая будет распределять гранты среди писательских союзов, музеев и толстых журналов. Это будет не фонд, а именно государственная структура «поверх барьеров». Существующие московские и региональные союзы писателей ликвидировать не собираются.

Но главная сенсация в том, что как раз в эти минуты  организаторы встречи пытаются сделать все, чтобы с Путиным встретился с Виктором Пелевиным. Появится или нет, неясно. Последний раз его ждали в мае 2011 года на церемонии вручения премии «Супер нацбест».

Один из участников этой встречи, президент ассоциации «Лермонтовское наследие», дальний родственник поэта Михаил Юрьевич Лермонтов, рассказал Татьяне Арно и Павлу Лобкову обо всех подробностях предстоящего мероприятия.

Лобков: Напоминает ли это действительно, как сказал наш коллега, съезд Союза писателей 1934 года, вопрос «С кем вы, мастера культуры?» и последующее утверждение некоего нового стиля в литературе, который тогда получил название «социалистический реализм»?

Лермонтов: Наверное, для кого-то напоминает. Пока не проявятся все особенности этого собрания, которое пройдет послезавтра. И я бы хотел о них сказать несколько слов, потому что инициаторами этого собрания были главные редактора наших журналов, толстых журналов. Это было в середине лета, когда они написали президенту письмо.

Арно: Каких журналов?

Лермонтов: Дударев – «Юность», Куняев, Гранцева – «Нева». Там большое число было подписей. И после этого идея стала распространяться среди литературной общественности. Я хотел бы отметить, что это не собрание литераторов. Это собрание литературной общественности, в которую входят и преподаватели литературы и русского языка в школе, и в ВУЗах, и директора музеев, и издатели, и общественное просветительство – вся система, с которой связана с донесением ценностных основ нашей цивилизации. Но, по-моему, самым главным основанием для проведения явилась речь Путина на Валдае, его выступление на совете по культуре, которое он проводил. На этих двух встречах он практически объявил о новой культурной политике. Он объявил о том, что культура становится главным приоритетом в нашем государстве. Что Россия как цивилизация сохраняет свою идентичность, самобытность через культурный код. А культурный код где хранится? Хранится в литературе, в тех произведениях, которые сегодня становятся все менее доступными для школьников, для простого восприятия. При этом мы понимаем, что только чтение может давать человеку возможность вычеловечивания – высоким слогом буду говорить. И еще я хочу сказать, что пока мы с вами готовились к передаче, ровно час назад, в новостной ленте появилась информация: «Кабмин усовершенствует методики преподавания русского и литературы». Путин подписал час назад распоряжение о поручении правительству разработать механизм усовершенствования этой отрасли знания.

Арно: Замечательная новость. Скажите, зачем организаторы используют великие имена? Что это такая за креатура Кремля? И как вы, как потомок великого поэта, чувствуете себя, приглашая писателей от своего имени на такой съезд?

Лермонтов: Легко. Чувство ответственности за современное жизнеустройство одинаково присуще людям, которые принадлежат к русской культуре, которые несут в себе понимание русского кода. И в этом плане мы знаем проблемы внутри писательских организаций. Мы знаем проблемы, связанные с издательскими союзами, которые тоже соревнуются за некие преференции от власти. Мы знаем о том, что гранты, которые правительство распределяет, тоже достаточно…

Лобков: У меня последний вопрос, связанный с тем, что один из великих, именем которого подписано – Александр Сергеевич Пушкин – написал: «Ты, царь, живи один, дорогою свободной иди, куда ведет тебя свободный ум». Два раза слово «свобода». Нужно ли встречаться с царем поэту, если в нем и так весь мир заключен. И не оказываете ли вы тем самым идеологическую поддержку режиму, потому что все эти люди относятся очень по-разному к деятельности нынешнего правительства и президента.

Лермонтов: Совершенно верно. Но все одинаково относятся к необходимости воспроизводства цивилизационного кода. Потому что это и есть залог жизнеспособности нашей страны. Как  бы индивидуально они не относились, это их право, и нам нужно это право уважать – право относиться по-разному к нашему руководителю. Но ответственность за судьбу отечества, цивилизации у всех одинакова.

Арно: А вы можете себе представить, как бы сами великие писатели отнеслись к тому, что порой их, незнакомых друг с другом, объединяют в одну компанию?

Лермонтов: Они естественным образом соединялись. И естественным образом они все были друг с другом знакомы и пересекались в разных кружках. В следующем году 200 лет…

Арно: Кто с кем, простите, знаком? Не все из этого списка были знакомы, и могли никогда не встречаться.

Лермонтов: Дело все в том, что они жили  в разные периоды времени, поэтому они и не пересекались. Но те, кто жил в одном периоде, были знакомы, дружили.

Другие выпуски