«Домодедово» и другие бесхозные гиганты. Чьи собственники по-прежнему остаются в тени

12/09/2013 - 23:02 (по МСК) Анна Монгайт, Дмитрий Казнин
Сегодня крупнейший аэропорт страны, «Домодедово», внезапно добровольно объявил о том, что его конечным собственником является глава совета директоров компании Дмитрий Каменщик. Это предполагали и раньше, однако российские власти, как не старались установить этот факт, так и не смогли сделать этого. 

В официальном сообщении, которое сегодня «Домодедово» разместило на своем сайте, компания объясняет свой храбрый поступок принципами справедливости. Оно настолько трогательно, что я его даже зачитаю:

«Руководство страны намерено инвестировать значительные средства в развитие Московского авиационного узла, при этом представляется важным соблюдение следующих системных критериев:  все участники проектов по развитию наземной инфраструктуры находятся в российской юрисдикции, и их конечные собственники известны. Мы согласны со справедливостью таких условий. В этой связи считаем необходимым опубликовать информацию о том, что конечным собственником является гражданин Российской Федерации Дмитрий Каменщик».

Где были принципы справедливости, когда после теракта в аэропорту в 2011 году собственников искала вся генеральная прокуратура, неясно. Тогда, напомним, замгенпрокурора Анатолий Буксман заявил, что поиски результата не дали. А неофициально провал объясняли недостатками законодательства. Мало того, будто бы издеваясь, во все том же 2011 году  «Домодедово» раскрыло своего собственника – все того же Каменщика, но не в России, а в Англии. Компания готовилась к выходу на лондонскую биржу, а раскрытия требовала процедура. Впрочем, как только размещение акций отменилось, Каменщик обратно превратился в наемного менеджера, а собственность была переведена на новый офшор. И вот теперь Минэкономики, наконец, решили поправить законодательство, на нехватку которого жаловались прокуроры. Ведомство разработало законопроект, согласно которому владельцы более чем 1% акций стратегических объектов транспорта обязаны ежеквартально отчитываться. В противном случае, оставшийся в тени собственник не сможет голосовать своим пакетом акций, а его поиском займется уже ФСБ. Напомним, речь лишь идет о проекте закона, а не принятом решении. Но в «Домодедово» решили не дожидаться и раскрыться. Впрочем, пока ничто им не мешает снова назвать Каменщика топ-менеджером, как это уже происходило два года назад.

Вообще, проблема с тем, что владельцы крупнейших компаний и объектов инфраструктуры остаются неизвестными, стоит в нашей стране очень остро. Пожалуй, самый яркий пример – это «Сургутнефтегаз», одна из крупнейших нефтегазовых компаний в России. На ее счетах, по неофициальным подсчетам, около 30 миллиардов долларов наличности. Однако все, что мы о ней знаем, это что четверть ее акций обращается на бирже, а ее гендиректор – Владимир Богданов. Скорее всего, именно он и контролирует компанию, но говорить об этом точно сегодня невозможно. В связи с этой ситуацией неизвестным остается и конечный владелец одной из крупнейших авиакомпаний в стране – «Ютэйр». Формально она принадлежит пенсионному фонду «Сургутнефтегаза», а уже тот – неизвестно кому. Похожая ситуация была, кстати, когда в 2008 году банкротился другой крупный авиаперевозчик AirUnion. Тогда выяснить реальных владельцев, а, значит, и ответственных перед неулетевшими пассажирами, было непросто.

Из свежих примеров, пожалуй, самая дерзкая история – порт «Ванино».  В начале декабря 2012 года Владимир Путин в послании федеральному собранию объявляет курс на деофшоризацию. Спустя месяц компания «Мечел» покупает у государства 75% акций дальневосточного порта «Ванино» и практически тут же перепродает и трем кипрским офшорам. Кто собственник этих офшоров, по-прежнему неизвестно.

Быть может, владельцев порта Ванино или «Сургутенефтегаза» тоже поразит приступ справедливости и они вдруг решат объявить о своих собственниках. По крайней мере, пока не будет принят предложенный Минэкономразвития закон о раскрытии бенефициаров, только на это мы и можем надеяться. 
Другие выпуски