Добровольный запрет кредитов, «закручивание гаек» и вопросы про Моргенштерна: как Набиуллина обсуждала экономику с депутатами Госдумы

15/06/2021 - 18:36 (по МСК) Богдан Бакалейко, Анна Монгайт

Российская экономика восстановилась до докризисного уровня и продолжит расти — это 15 июня депутатам Госдумы заявила глава Центрального банка Эльвира Набиуллина. При этом Набиуллину все таки беспокоит рост инфляции. Поэтому регулятор будет и дальше повышать ключевую ставку, чтобы поддержать рубль. Соответственно кредиты станут дороже, а депозиты — выгоднее. Перед депутатами Набиуллина отчитывалась полтора часа. За этим внимательно следил Богдан Бакалейко и рассказал подобнее, как это было.

Эльвира Набиуллина традиционно выступает, скажем так, более подробно. Ей зачастую приходится очень подробно объяснять какие-то определения и действия ЦБ. Так например, она уточняет что ипотека — это долгосрочные кредиты и ипотечный бум появился благодаря стабильному курсу рубля, а стабильный курс рубля также увеличивает доверие россиян к национальной валюте. Пришлось ей долго отчитываться за повышение ключевой ставки, которую ЦБ 11 июня  поднял на 50 базисных пунктов до 5,5%. Она объяснила, что из-за пандемии нарушились цепочки поставок. Некоторые товары до сих пор в дефиците, цены на них растут, поэтому ЦБ вынужден действовать, возможно не так как многие хотят. 

«Денежно-кредитную политику можно сравнить, условно, с одеждой по сезону. В холод мы надеваем куртку, летнее платье будет висеть в шкафу до следующего теплого сезона. Точно также и с денежно-кредитной политикой», — сказала Набиуллина

Ну вот такое красивое сравнение денежно-кредитной политикой с сезонной одеждой не все депутаты поняли, поэтому Эльвире Набиуллиной несколько раз за полтора часа разными словами пришлось объяснять почему необходимо повышать ключевую ставку. 

«Когда растет инфляция, мы должны с ней бороться. Мы не можем просто сидеть и ждать: авось пронесет, авось цены снизятся, авось на мировом рынке цены снизятся и это повлияет на снижение инфляции. Уверяю вас, этого не произойдет, и поэтому меры денежно-кредитной политики абсолютно необходимы», — добавила глава ЦБ. 

При этом Набиуллина еще раз повторила, что цены должны стабилизироваться к осени 2022 года. Тогда инфляция вернется к четырем процентам. Депутат от КПРФ  Николай Арефьев спросил почему российскими банками владеют иностранцы, которые обложили страну санкциями. Набиуллина парировала.

«Сейчас доля иностранцев 13%, они не выбирают долю в 50% — нельзя сказать, что здесь есть какой-то большой интерес. В два раза за шесть лет упала доля иностранцев в страховом секторе — до 11%. Поэтому мы здесь больших рисков не видим», — ответила Набиуллина Арефьеву. 

Валерий Гартунг возмущался, что банки 2020-й год были очень прибыльны, тогда как обычные люди переживали очень тяжелое время. Но этот аргумент Эльвира Набиуллина скорее зачла себе в плюс. Ведь благодаря ее политики банковская система выдерживает кризисы, нет банкротств, нет обманутых клиентов, не нужно поддерживать участников рынка. А давление на прибыль может обеспечить только конкуренция. Олег Нилов из ЛДПР задал хайповый так сказать вопрос. О Моргерштерне.

«Считаю, что от бешеных сверхприбылей даже в тяжелые пандемические времена происходит какой-то кураж. Чего только стоит пример, когда то «Альфа-банк», то «Сбербанк» делают своим лицом моральных уродов. Как вам такая хайп-политика?» — спросил Нилов.

«Высокая прибыль довлеет, к сожалению, над социально-этическими стандартами. Поэтому нужно какие-то вещи регулировать, поэтому мы выходим с инициативами, например, по защите прав инвесторов. Я не знаю, нужно ли регулировать вопросы, кого привлекают для рекламы банки, но вопросы, конечно, требуют обсуждения», — ответила депутату Набиуллина. 

Поднимались серьезные и действительно полезные для общества темы. О навязывании ненужных кредитов. В «Единой России» предложили ввести закон на добровольный запрет кредитов. Это поможет бороться с мошенниками. Например, если человек напишет заявление, что он не хочет брать кредит, то никто не сможет это сделать за него на его данные. Кроме того, если, например, в магазине или банке продавцы навязали кредит или какой-то сложный финансовый инструмент — от него можно будет отказаться.

«Чтобы человек, даже если и столкнулся с навязыванием» некоторых продуктов, мог отказаться от любой услуги. Сейчас такое введено только по добровольному страхованию. Мы будем здесь продолжать закручивать гайки, пока не увидим, что рынок ведет себя более зрело, свою выгоду видит в долгосрочных отношениях с клиентом, а не выманивании у него здесь и сейчас денег недобросовестным образом», — рассказала глава ЦБ. 

Такое уже работает на рынке страхования. Нам часто в магазине при покупке техники навязывают страховку, иногда без нет скидки или особого условия по кредиту. Так вот от этой страховки можно отказаться в течении 14 дней после заключения договора. И это очень полезная вещь. Спрашивали Набиуллину также и о «банковской тайне». Как она относится к идее предоставлять прокурорам данные о счетах людей и переводах. Глава ЦБ сказала, что она против этого, так как доверие к банкам может упасть, а тогда люди начнут выводить со счетов свои средства. Ну а еще с большим удивлением обнаружил что Эльвира Набиуллина не любит произносить слово криптовалюты. Прям как Владимир Путин фамилию Навальный практически. Она еще раз подчеркнула, что ЦБ против этого, а также напомнила, что не надо их путать с цифровым рублем. 

Также по теме
    Другие выпуски