Дмитрий Зимин о 20-летии сотовой связи

09/09/2011 - 23:00 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
9 сентября 1991 года в России был совершен первый звонок по сотовому телефону. Основатель "Вымпел-Коммуникации" Дмитрий Зимин рассказал ДОЖДЮ, как развивалась сотовая связь в России.

Первый звонок сделал экс-мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак. Трубка весила около 3 кг и стоила примерно $2 тыс.

Казнин: Поздравить вас, наверное, надо с этим знаменательным днем?

Зимин: Спасибо.

Казнин: Проводят сейчас научные исследования, сначала это была роскошь – сотовый телефон, затем – средство коммуникации, сегодня это – универсальное совершенно средство. Вы можете предсказать, чем станет мобильный телефон в ближайшее время, через 10-20 лет?

Зимин: По-моему, в настоящее время бесполезное занятие, я бы не хотел заниматься такими гаданиями, но вообще что-то я могу сказать по поводу этой 20-летней истории. Может быть, чуть-чуть отвечая на другой вопрос. Можно?

Казнин: Да, конечно.

Зимин: Действительно, сегодня 20 лет существования, я бы сказал, проекту сотовой связи России. По этому поводу я бы хотел сказать следующее, что этот проект уникален тем, что это один из немногих, а может быть, единственный проект за всю историю нашей страны такого большого масштаба, реализованный практически без использования бюджетных денег. Его сделали частные компании. Других проектов я просто не знаю. Этот проект уникален тем, что привел к созданию в стране первых предприятий нового типа – Открытых акционерных обществ, включенных в листинг ведущих мировых бирж. Вымпелком был первой в истории России компанией на Нью-йоркской фондовой бирже. Эти компании стали пионерами внедрения в стране ранее неизвестной культурно-хозяйственной деятельности – корпоративной культуры, совета директоров. Тогда это был абсолютный шок, все не понимали, что происходит. Мне кажется, что эти предприятия продемонстрировали невиданную в истории России производительность труда, ведь за 15 лет, по сути дела, вся страна, в которой обычный квартирный телефон был колоссальной проблемой, годами стояли в очереди, и вот мы имеем то, что имеем. Я смею утверждать, что если бы сотовая связь создавалась как госзаказ предприятиями ВПК, с их архаичной производственной культурой, в обычной для них обстановке превалирования секретности над здравым смыслом, с их бесконечными процедурами согласования каждого шага со службами режима, представителями заказчика, ничего похожего на современную сотовую связь у нас бы и сейчас не было. Мне кажется, я имею право на эту тему говорить, потому что до создания Вымпелкома я 30 лет работал в ВПК и был там не пешкой – зам главного конструктора.

Писпанен: Дмитрий Борисович, давайте не будем скромничать. Вы практически великий человек, который открыл России возможность свободно общаться, учитывая, что вы внедрили первую подвижную сухопутную связь общего назначения, как она тогда называлась.

Зимин: Я же пытаюсь все-таки говорить, какие были социально-экономические последствия этого явления для страны. Это действительно оказался уникальный проект волею судеб.

Казнин: Любопытно, почему в других сферах не получилось и не получается до сих пор такого чистого продукта.

Зимин: Тут на самом деле все сошлось. Неудивительно, что этот проект – сотовая связь – ее история начинается примерно с того же времени, как рухнул СССР, и началась новая Россия. Сотовая связь даже как идея не могла возникнуть в СССР, потому что сотовая связь – пример такого глобального международного проекта, который потребовал тщательного наднационального согласования всяких технических спецификаций, ресурсов, вопросов дежурных взаиморасчетов, таможенных правил, что этот проект стимулировал потребностями свободного перемещения свободных людей и капиталов и никак не соответствовал образу жизни советских людей за «железным занавесом». Может, кто-нибудь помнит, не так уж давно было, что даже после СССР, в новой России, кажется, чуть ли не до 2000 года, на каждый сотовый телефон необходимо было получать специальное разрешение.

Писпанен: Конечно.

Зимин: А как там назывался телефонный номер, не помните?

Писпанен: Не помню.

Зимин: Позывной. Враг не дремлет. Получение разрешений – отдельная песня, а их проверка на дорогах была тогда очень любимым занятием милиции. Вы задаете вопрос, почему в других отраслях это не сошлось. Тут произошло все сразу. Во-первых, это действительно безусловно новинка. Россия стала заниматься примерно на 10 лет позже, чем на Западе. Это новинка, которая созрела. Ее внедрение в России, где проводная связь была проблемой… вот на Западе сотовый телефон – это было добавление, а тут было мало, что. Поэтому она, будучи уже в достаточной мере зрелым продуктом на Западе, в России оказалась на очень благодатной почве. Это во-первых. Во-вторых, она не имела советской предыстории, ее создавали новые частные предприятия. Создать ее в рамках старых советских предприятий было бы невозможно. Смотрите, все эти предприятия ничего не приватизировали, их не было раньше. Все сразу – абсолютно новый продукт и абсолютно новая производственная культура, вот эти акционерные общества, здесь нет государства. Здесь удалось создать чудо – конкурентную среду. Новинка, конкурентная среда, зрелость продукта, нет давления предыстории. Ну вообще нет телефонов, о чем тут говорить? Кстати говоря, должен сказать, что этот проект стал возможен благодаря гайдаровским реформам.

Писпанен: И ему тоже благодарны. И вам, вы не представляете, как мы благодарны за то, что мы все можем теперь пользоваться тем, что вы внедрили в России эту сотовую связь. Поздравляем вас с юбилеем.

Также по теме
    Другие выпуски