Дядю Ким Чен Ына расстреляли в КНДР. Казалось бы, при чем здесь РЖД?

13/12/2013 - 23:05 (по МСК) Мария Макеева, Тихон Дзядко

В Северной Корее казнен второй человек в стране, дядя лидера КНДР Ким Чен Ына. Заместителя председателя Государственного комитета обороны Чан Сон Тхэка расстреляли как предателя. А в обвинительном заключении написали: в погоне за властью сошел с ума и стал хуже собаки. Сумасшедший или нет, но реальные претензии к дяде Ким Чен Ына заключилсь в том, что он вступил в сговор с российской госпомнополией. 

Такого – не самой казни, конечно, это то дело для КНДР привычное, — а публичного ареста и сообщения о расстреле высокопоставленного лица не было в истории страны последние лет 60. Чан Сон Тхэк, муж тетки Ким Чен Ына по матери, замглавы высшего военного органа КНДР и заведующий организационным отделом ЦК Трудовой партии, был арестован прямо на заседании политбюро 8 декабря. Накануне, то есть спустя 4 дня, состоялся военный трибунал, на котором Чана признали виновным и немедленно казнили. Фотографии суда предоставило государственное информационное агентство Северной Кореи.

Чан Сон Тхэка считали серым кардиналом в руководстве КНДР и буквально регентом Ким Чен Ына. Когда сын умершего Ким Чен Ира в 30 лет возглавил страну, его называли неопытным и не зарекомендовавшим себя. Поэтому наставниками Кима фактически стали тека – Ким Ген Хи и ее муж – Чан Сон Тхэк. Последний отвечал за экономический блок, считался сторонником реформ и не раз отвечал за переговоры с Китаем. Но прошло два года, и молодой Ким Чен Ын решил показать, кто в стране настоящий диктатор. А первым делом начал расправляться с самыми влиятельными фигурами в стране, считает кореевед и публицист Андрей Ланьков.

Андрей Ланьков, кореевед, публицист, профессор: У него не было своей команды. Ее нет и сейчас. Ему приходится работать с командой отца. Поэтому для Ким Чен Ына с самого начала задача была ясна – заменить их своими людьми. А своих людей у него пока нет. Поэтому на первом этапе – просто сломать эти группы. Показать им, бюрократам, военным, генералам, свое место. Он очень эффективно зачистил армию. Исчез вице-маршал Ли Ен Хо. Официально снят по состоянию здоровья. За время правления, короткое, два года, Ким Чен Ына у него уже сменилось четыре министра обороны. После того, как армия зачищена, как влиятельные генералы удалены, сейчас огонь переносится на гражданскую бюрократию. И надо начинать, конечно, с Чан Сон Кхэка. Самого влиятельного, самого опасного человека.

В истории с казнью Чан Сон Кхэка всех удивляет не столько сам факт казни, а ее открытость. Обычно в КНДР люди просто исчезают – эти традиции заложены давно. И примерно с середины 50-х годов Пхеньян не проводил публичные казни. Максимум — сообщали постфактум о смерти. В случае с Чаном эксперты считают, что Ким Чен Ын либо демонстрирует свою силу, либо расправился с соратником именно таким образом из личной неприязни.

Официально Чана обвинили в попытке государственного переворота, коррупции, развратном поведении, контрреволюционной деятельности и употреблении наркотиков. Вот так описала злодеяния Чана газета «Нодон Синмун»: У него была глупая мечта, что, когда он захватит власть,.. его презренная истинная сущность, известная внешнему миру как «реформистская», поможет его «новому правительству» получить в короткий промежуток времени «признание» со стороны иностранных государств».

Однако из множества надуманных обвинений – такие как прелюбодеяния, азартные игры и неискреннее аплодирование  Ким Чен Ыну — против Чана есть и вполне серьезные.

Андрей Ланьков, кореевед, публицист, профессор: Его обвиняют в том, что он продавал за бесценок природные ресурсы за границу. Причем конкретно в одном случае называется уголь. Это интересно, потому что природные ресурсы Северная Корея продает только в одну страну – это Китай. Я говорил с китайцами, они не считают, что они покупают в Корее дешево. Они считают, что с них дерут втридорога и что ни торгуют с Северной Кореей только, так сказать, из милости. Вот интересно, какое впечатление такие заявления произведут на Китай. А сегодня утром узнали еще одну интересную вещь. Прозвучала фраза о том, что предатель Чан Сон Кхэк продал иностранному государству права на 50 лет на пользование объектами в порту Расон. Вообще говоря, в Расоне такие права приобрел Китай и Россия. 

Полный перечень обвинений перечислила газета «Нодон Синмун», и в частности там говорится, что  «Чан не колеблясь совершил такой акт государственной измены, как продажа земли особой экономической зоны Расон иностранному государству на срок в пять декад». В 2008 году договор аренды железных дорог КНДР в районе Расон с северокорейской компанией Тонхэ подписала компания РЖД. Договор заключен сроком на 49 лет. Также в рамках этого сотрудничества был реконструирован участок железной дороги от российской станции Хасан до северокорейской Раджин, которая находится в Расоне.

Так что не исключено, что казнь Чан Сон Тхэка может иметь неожиданные последствия и в России.

Другие выпуски