Дискриминировать дискриминирующих тех, кого раньше дискриминировали. Как шотландский парламент принимал закон о гей-браках

05/02/2014 - 22:29 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно

В Шотландии все‑таки одобрили гей‑браки. 105 голосов «за» и 18 «против» – так проголосовал местный парламент. Причем дебаты перед голосованием продолжались лишь около часа – хотя от этого весьма традиционного и консервативного края ожидали куда более страстных споров.

Впрочем, нашлись и там свои противники. Их аргументы против однополых браков с риторикой доморощенных борцов с геями сравнила наша коллега Тоня Самсонова.

Самсонова: Вчера было финальное голосование, третье чтение закона, разрешающего однополые браки в Шотландии. Шотландия немножко отстает от Англии, Уэльса, где однополые браки разрешили чуть раньше. Происходит это потому, что в Шотландии, несмотря на то, что большинство населения за гей-браки, радикальное меньшинство ярче, и его слышнее. Поэтому голосование и обсуждение в парламенте шотландском происходило довольно забавно. Выступали те смельчаки, которые произносили аргументы против гей-браков, но первые пять минут, пока слушаешь, совершенно непонятно, за что он борется, потому что какие-то общие слова об уважении, о равенстве, и в конце он немножко пытается вставить мысль о том, что все-таки ценности традиционные религиозные важны.

Нили Фи, депутат парламента Шотландии: Это исторический момент для Шотландии. Исторический, потому что брак – это институт, который был основой нашей культуры веками, сейчас будет изменен навсегда. Многие приветствуют это и говорят: «Почему бы не иметь равные права на брак? Почему надо запрещать геям право на брак, и почему нужно кого-то дискриминировать. Я понимаю те аргументы, которые ставятся мне в вину большинством коллег в этом парламенте, но мое убеждение, как и убеждение многих христиан, мусульман, людей веры и людей без веры, что брак – это уникальный союз мужчины и женщины.

Алекс Джонсон, депутат парламента Шотландии: Никто сегодня не удивится, если они не знают, что я буду голосовать в меньшинстве. У меня нет никакого желания просить вас сожалеть об этом. Я хочу поговорить о других вещах, которые случились во время этого процесса. Первая вещь, о которой я хочу поговорить – это уважение, которое проявили обе стороны друг к другу во время принятия этого закона. Я особенно хочу поблагодарить профильный комитет, который организовал эти дебаты и обеспечивал, чтобы свидетельства и мнения были заслушаны  в равном количестве с обеих сторон. Это важно для нашего парламента, и это стандарт обсуждения, к которому мы привержены.

Конечно, они скованны в своих речах не потому, что боятся прозвучать нетолерантно, просто за них не проголосуют. И когда один из политиков пытался выступать довольно ожесточенно, и когда эти дебаты только начинались, то слова про духовные скрепы, про ценности звучали куда острее. Но потом избиратели дали понять, стали собираться в дни, когда их принимают парламентарии в своем избирательном округе, пытаться поговорить, объяснить, что такие браки нужны. После этих разговоров многие политики поняли, что их просто не изберут на следующий срок, если они будут выступать слишком сильно против гей-браков, потому что большинство населения гей-браки поддерживает. Тогда отчаявшиеся политики, которые не поменяли свою точку зрения, но понимали, что нецелесообразно выступать против гей-браков, стали выступать против закона, но другим способом. Как мы знаем, есть способ, когда вы пытаетесь принять поправки, чтобы заблокировать закон, и известная парламентская технология – поправками заблокировать закон была предпринята вчера Джоном Мейсоном.

Джон Мейсон, депутат парламента Шотландии: Я хочу начать с того, чтобы еще раз пояснить, что это и другие поправки, которые я предлагаю, нацелены на то, чтобы защитить людей, которые не согласны, и, честно говоря, продолжают быть несогласными с однополыми браками. Может быть, кто-то будет сегодня выступать против закона в принципе. Я этого делать не собираюсь, хотя считаю, что это неправильный закон. Мы пытаемся защитить себя. Это то, что я пытаюсь сделать. Мы, конечно, не на 0% защищены, но мы не защищены на  100%. Правительство попыталось защитить наше общество от того, что представляется очень противоречивой темой, но я считаю, что можно что-то улучшить.

Довольно забавно провалившейся попыткой играть с людьми, борющимися за равенство на их поле. Идея была в том, что нужно не дискриминировать тех, кто пытается дискриминировать тех, кого сейчас дискриминируют. Поправка не была принят, потому что она избыточна, так как уже есть закон, защищающий свободу самовыражения, людей от дискриминации. Парламентарии пользуются довольно скованным языком, когда пытаются выступать против гей-браков. Вся кампания, которая шла в Шотландии за то, чтобы гей-браки разрешили, проходила под лозунгом «Давно пора!».

Также по теме
    Другие выпуски