Десять тысяч берлинцев отстояли право смотреть на поцелуй Брежнева и Хонеккера

04/03/2013 - 21:47 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен

Грудью на бульдозеры. Немцы не дали снести Берлинскую стену. Власти города собирались демонтировать часть стены в Восточном Берлине. Больше всего защитников стены возмутило то, что демонтировать блоки хотели ради строительства элитного жилья.

Место, где стена помешала девелоперам – это еще и всемирно известная галерея под открытым небом East Side Gallery, она была создана спонтанно, в 1990 году, сразу после падения Берлинской стены и упразднения границы. Тогда сотня художников из разных стран мира разрисовали фрагмент стены длиной больше километра. А одно из самых знаменитых граффити – работа российского художника Дмитрия Врубеля «Братский поцелуй» – изображающее поцелуй Брежнева и Хонеккера.

Сам Дмитрий Врубель был с нами на прямой связи из Берлина.

Писпанен: Больше 20 лет ваша фреска на берлинской стене является главной визитной карточкой Берлина воссоединенного, магнитом для тысяч туристов. Как властям могло прийти такое?

Врубель: Во-первых, это договор 1992 года, по которому девелоперы получили кусочек земли. А в 1992 году в Берлине происходило примерно то же, что в Москве в конце 1980-х в начале 1990-х гг. – бардак. Во-вторых, еще два года тому назад я говорил с некоммерческим партнером, который занимается берлинской стеной, East Side Gallery,  по поводу того, что если все оставить, как есть, весь кусок стены постепенно придет в упадок и, в конце концов, придут более эффективные менеджеры. Я предлагала на этом участке – а он протяженностью в полтора километра, с великолепным видом, выходом к воде, набережной – делать культурные элементы: международные, европейские, берлинские, которые дали бы возможность этому месту быть не только туристическим, а притягивали бы к себе все больше культурных сил со всего мира и, соответственно, зрителей, рекламодателей. Мне было жестко сказано «нет»: это исторический памятник, с ним ничего нельзя делать, там поставят памятник художникам, которые расписывали эту стену. Результат такой: если культурный объект не развивается, он умирает. А потом постепенно его начинают захватывать.

Писпанен: Ваша идея должна была бы понравиться как раз девелоперам, ведь, по примеру «Сохо», так дорожает земля, недвижимость.

Врубель: Именно этот кусок земли в 1990 году был абсолютно пустым местом. Один из немногих участков берлинской стены, где пограничникам было разрешено стрелять на поражение. Поэтому ГДР-овцев там вообще не было, с востока на запад в этом месте нельзя было переходить. Это было пустое, гиблое место. Берлин от него с удовольствием избавился бы и забыл. Только благодаря East Side Gallery это место стало известным сначала в Берлине, потом в Европе, потом во всем мире. Недаром рабочее название башни, которую там хотят ставить, - East Side Tower. В Берлине много заброшенных мест, но именно это стало известным благодаря художникам, и не только профессиональным, но и любителям. Естественно, этот район можно развивать дальше благодаря культуре, и очень странно, что в Берлине, городе, который открыт для культуры, одна из культурных столиц мира, к этой идее холодно и безразлично отнеслись. С другой стороны, вчера, когда была демонстрация в защиту East Side Gallery около 10 тыс. берлинцев вышло с детьми, была молодежь. Абсолютно все партии, которые между собой страшно конкурируют, с одной трибуны говорили, что не допустят этого. Приняли общее обращение к бургомистру города, чтобы остановить любые строительные работы и больше не возвращаться к ним. Эту солидарность видеть было одно удовольствие.

Другие выпуски