Депутаты не передумали наказывать Познера отдельным законом

10/01/2013 - 20:50 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен

Депутаты Госдумы все-таки не передумали выгонять Владимира Познера с телевидения. Накануне вечером сам Познер написал на личном сайте о том, что в Кремле якобы отказались от проекта «Закон Познера», который запрещает журналистам с иностранным или двойным гражданством работать на федеральных каналах.

Но сегодня сами депутаты-инициаторы закона ответили, что идею никто не забросил, и к ее разработке активно приступят уже на следующей неделе. Чего они хотят добиться – выяснял Петр Рузавин.

Рузавин: Для начала немного предыстории для тех, кто за новогодние праздники успел подзабыть фабулу всего этого. Депутаты Госдумы обиделись на телеведущего Владимира Познера за окончание его программы на Первом канале, где он сказал «Государственная дура России», впрочем, потом оговорился. Касались рассуждения Познера принятия «антимагнитского закона» нижней палатой парламента. На это четыре депутата от всех четырёх парламентских  партий направили Познеру письмо. По их мнению, «на федеральном телевидении не должно быть выступлений иностранных граждан, дискредитирующих органы государственной власти», и понимайте, как хотите.

Это предложение поддержал даже вице-спикер Думы и секретарь  генсовета «Единой России» Сергей Неверов. Теперь депутаты вышли после праздников на работу, а Владимир Познер на своём официальном сайте написал, что от так называемого «закона Познера» в Кремле решили отказаться, и поблагодарил всех за поддержку. На что депутаты ответили, что наоборот, «за» за закон только принимаются. «Впрочем, никакой ясности с ним нет», - говорит один из четырёх авторов инициативы, первый зампред  Комитета по делам национальности Госдумы, депутат от «Единой России» Михаил Старшинов.

Михаил Старшинов, депутат Госдумы от «Единой России»: Такой ажиотаж вокруг, но, честно говоря,  это не является так, что всё бросить и заниматься только этим. Это тонкие вопросы, и вы, и я прекрасно понимаем, что здесь больше вопрос, на мой взгляд, находится на какой-то границе юридических и этических норм и правил.

Рузавин: Помимо Старшинова, авторами законопроекта является Андрей Луговой от ЛДПР, Олег Денисенко от КПРФ и Игорь Зотов, который формально заявил о выходе из «Справедливой России», однако мандат и членство за ним сохранились.

Когда все ещё были в ажиотаже, звучали призывы чуть ли не запретить всем иностранцам или россиянам с двойным гражданством вообще работать в российских СМИ. Главного редактора русской версии «GQ» Михаила Идова, который имеет только гражданство США, такие предложения не удивили.

Михаил Идов, главный редактор российской версии GQ: Очередные десятки шагов по если не реальному ограничению свободы слова, то последовательному созданию иллюзии, это для того, чтобы дальше люди всё поняли и завершили эту работу за правительство. К сожалению, это не было бы для меня шоком, а после «закона Димы Яковлева» вообще мало чему можно удивляться. Я достаточно статей написал, находясь там на туристической визе, поэтому если кто-то думает, что это хоть кого-то остановит, то они ошибаются.

Рузавин: Впрочем, такие законопроекты - это, скорее, пиар-акции, нежели реальное желание что-либо делать. Во всяком случае, так считает  председатель союза журналистов Москвы, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев.

Павел Гусев, главный редактор газеты «Московский комсомолец»: Я считаю, что у этого законопроекта нет вообще никакого будущего, и это абсолютный, как можно в карточной игре назвать, блеф некоторых депутатов, которые, прежде всего, хотят напомнить о своём существовании. Это пиар-акция некоторых депутатов, которые хотят показать свою верность, приверженность и в то же время отличиться, чтобы о них СМИ говорили.

Рузавин: В принципе, помимо Владимира Познера, который кроме российского имеет ещё паспорта Франции и США, найти на федеральных каналах  России ведущих такой же известности с таким же числом паспортов достаточно трудно. И в российской журналистике таких вообще немного, можно, наверное, причислить к такому списку Эдуарда Лимонова, который имеет французский паспорт, но он, скорее всего, всё же политик. Год назад он даже хотел отказаться от французского паспорта, чтобы баллотироваться в президенты. 

Гораздо больше примеров среди бизнесменов, например, совладелец компании Gunvor Геннадий Тимченко, которого считают российским бизнесменом, имеет вообще только финский паспорт. Сам Владимир Путин, который общается с Тимченко, объяснил это так: «Всё это делается не из-за того, что ему хорошо или плохо, а делается из-за того, что у нас нет безвизового режима с Европой, и невозможно организовать работу должным образом. Такая проблема у многих представителей бизнеса, процентов 90% скрывает, что имеют Green Card или гражданство, а он - нет, вот и всё». А вот Борис Ротенберг, который занимается торговлей топливом, строительством и гостиничным бизнесом, хоть и получил гражданство в Финляндии, куда переехал с семьёй ещё вначале 90-х, но от российского паспорта отказываться не стал. Основной владелец «Стройгазконсалтинга», главного подрядчика «Газпрома», Зияд Манасир родился в Иордании, потом переехал в СССР, а после получил гражданство России, соответственно, имеет сейчас два паспорта.

Есть и в правительстве люди с двойным гражданством, правда, в московском. Заммэра по транспорту Максим Ликсутов имеет гражданство и в России, и в Эстонии, где он начинал свою предпринимательскую деятельность.

Другие выпуски