Депутат Верховной Рады Семерак: даже если Россия введет визовый режим, мы в ответ не будем этого делать

10/10/2013 - 21:22 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно
Россия пригрозила Украине ввести визовый режим. Помощник президента Путина по экономике, Сергей Глазьев сегодня в интервью «Эху Москвы» заявил: хотелось бы этого введения виз избежать всеми силами, вместе  с тем, мы должны понимать, что у каждого интеграционного процесса есть своя логика.

Логика России больше похожа на месть за подписание Украиной торговой ассоциации с Евросоюзом. Москва, как могла, пыталась этому помешать   но не вышло. И вот теперь что ни день, то угрозы ужесточить отношения.
Ответил Глазьеву заочно украинский премьер Николай Азаров: Украина, по его словам, в ближайшие несколько лет может вообще отказаться от импорта газа из России. «При такой цене на газ мы сокращали и будем сокращать потребление, а в перспективе, и это не пустые слова, Украина вообще откажется от закупок газа по такой цене...».
Великорусским ответом Украине на заигрывания с Европой должен был стать бой между Александром Поветкиным и Владимиром Кличко – во всяком случае именно так поединок позиционировали в России – как славянскую схватку. Но тоже не вышло, и Кличко с унизительным для Поветкина преимуществом выиграл.
Последнее к этой минуте заявление принадлежит пресс секретарю премьер министра Медведева Наталья Тимакова заявила о том, что Россия применит санкции в случае одностороннего пересмотра газового договора Украиной, правда, какие – не уточнила.
Что происходит между Киевом и Москвой? Обсудили с депутатом Верховной Рады от партии «Батькивщина» Остапом Семераком.

Арно: Предстоящее подписание Украины и торговой ассоциации с ЕС. Насколько это выверенное, необратимое и правильное решение?
Семерак: Я думаю, что мы находимся очень близко к формальному подписанию. На самом деле, если говорить о поддержке в общественности и в политических элитах, то так складываются обстоятельства, что больше половины, согласно опросам людей согласны с позицией о вступлении в ЕС и есть консенсус в политических элитах за исключением коммунистической партии и каких-то маргинальных партиях, которые не входят в парламент. И честно говоря, довольно неуклюжее действие правительства РФ только усиливают эти впечатления о граждан Украины.

Казнин: Беспрецедентное заявление Глазьева о том, что могут быть введены визы, как вы расцениваете? И как Украина будет себя чувствовать, если вдруг визы введут? Просто пофантазируйте.

Семерак: Давайте мы посмотрим на это с точки зрения европейской традиции. Чтобы гражданам России и Украины поехать в шенгенскую зону надо визу, и если Россия готова сделать такой шаг, я думаю, большинство украинцев и я в том числе, будем принимать это как совсем европейское решение, ничего страшного. Если такое решение будет принято правительством России, украинская сторона и украинский народ это примет. Конечно, нам будет тяжелее ездить в гости к нашим родственникам и к нашим друзьям в Россию, но мы будем уважать такое решение своих соседей.

Казнин: А как же трудовая миграция? Огромное число украинских граждан работают в России. Как же экономические связи, которые это решение разрушит, и кто от этого больше пострадает? Кто более зависим от экономики соседа?

Семерак: Нужно понимать, что еще большая трудовая миграция существует в западную Европу, и я не вижу никакого сообщения между этими вещами. Но я подчеркиваю, если такое решение будет принято российским правительством и одобрено Госдумой и президентом РФ, что же делать? Мы понимаем, что это европейское решение. Будем его выполнять. Будем принимать и жить, как живем. Будем строить наше будущее, отношения между нашими странами. Вы абсолютно правильно замечаете: между нашими странами много дружеских отношений. У меня очень много друзей живет в России и, конечно, мне будет неприятно, сложнее ездить к ним в гости и приглашать их сюда. Но это не наше решение, не мое и моих друзей. Это решение (возможное, мы говорим о гипотетическом решении) российского правительства, значит, так и будет.

Арно: Гипотетически – пойдет ли Украина на ответные меры и введет ли визы для россиян?

Семерак: Украина сегодня отменила визы для граждан Европейского союза, США, Японии, Канады, других стран. А мы при поездке туда должны оформлять визы. Такая несимметричная позиция существует сейчас в традиции Украины. Мы, конечно, открытая страна, мы хотим, чтобы к нам приезжали люди, туристы, нам выгодно, чтобы в Украину приезжали наши друзья. Мы виз вводить с нашими соседями, в первую очередь с РФ, наверное, не будем. Это мое мнение. Я представляю оппозицию в Украине. Но я думаю, что эта позиция, которая поддерживается  и властью Украины. Для граждан РФ виз вводиться не будет.

Казнин: На ваш взгляд, российский газ – слабое место в отношениях, я имею в виду, для Украины? И какие могут быть дальнейшие шаги? Мы видели не раз уже газовые войны, которые заканчивались всегда перемирием, но сейчас, судя по всему, ситуация более сложная.

Семерак: Газ – больной вопрос для нас. Мы чувствуем его цену. Но за свободу платить, и мы, наверное, готовы платить такую цену.

Арно: Но если ситуация будет накаляться и будут суды, о чем сегодня говорил Азаров, санкции, о чем говорила Тимакова, в итоге могут пострадать обычные  люди, которые останутся без тепла.

Семерак: Думаю, что цена, которую Украина платит РФ без того недешевая, а одна из самых высоких, и вряд ли поднимать эту цену есть куда. Она привязана к формуле, которая нормально прописана и привязана к ценам на другие энергоносители. Единственное, о чем я сегодня слышал со стороны российского правительства – это угрозы «бери или плати»: если Украина сократит потребление российского газа. Я думаю, это предмет для обсуждения между нашими правительствами. И если экономика Украины модернизируется, а она сейчас идет в процессе модернизации…Мы, кстати, должны понимать, что такое для Украины европейская ассоциация – это серьезные реформы, в экономике в том числе. Если взять соглашение об ассоциации и зоне свободной торговле – это приблизительно тысяча страниц. И этих тысячи страниц включают в себя четкие процедуры, формулы, изменения реформ в Украине. И, кстати, Российской Федерации, наверное, было бы тоже интересно изучить реформы, не только экономические, но и демократические. И вы знаете, что сейчас идет дискуссия о реформе прокуратуры в Украине, реформе судебной системы, реформы системы полиции, правоохранительной. То есть очень много реформ, в том числе экономические. Результатом реформ должна быть более эффективная экономика. Если сравнить экономику Польши и Украины, то украинская экономика потребляет на треть больше газа, чем экономика Польши, но в то же время ВВП украинской экономики существенно ниже, чем польская. Это говорит о том, что наша экономика есть неэффективная с точки зрения ресурсов.

Арно: Понятно, что решение о подписании принимала украинская политическая элита. Обычная жители что думают об этом, учитывая, все религиозные, экономические, культурные связи, теперь им будет сложнее общаться со своими родными, друзьями, соседями?

Семерак: Не факт, что будет сложнее общаться. Если введутся визы, будет сложнее поехать в РФ, но опять же, это односторонние угрозы, решения российского правительства, и мы надеемся, что такого решения не будет. Мы все-таки думаем, что мы соседи и должны жить дружно и вместе. С другой стороны, когда мы говорим о восприятии украинского народа, общества, то мы должны понимать, что есть динамика, которая отслеживается разными социологическими службами роста поддержки вступления Украины в ассоциацию. И, конечно, есть разное отношение к этому вопросу по регионам. Западная Украина больше поддерживает, восточная, южная Украина прохладнее к этому относится, но все регионы более 50% относятся позитивно. Конечно, на настроения граждан Украины серьезно влияют заявления политиков из РФ. Наверное, заявления господина Глазьева, который родом из Украины, являются самыми неприятными заявлениями, которые мы сейчас слышали, для взаимопонимания и взаимоотношения между нашими странами.

Другие выпуски