Депутат-коммунист Ющенко: Наша фракция завтра уйдет из зала заседания в полном составе

17/05/2012 - 23:13 (по МСК) Ольга Писпанен, Павел Лобков
Завтра, 18 мая, все члены партии КПРФ собираются покинуть зал заседания Госдумы во время рассмотрения поправок к законам о митингах, которые повысят штрафы за нарушения на акциях протеста до полутора миллионов рублей.

Сегодня против этой инициативы «Единой России» в Москве прошла серия одиночных пикетов у памятника Карлу Марксу на Площади революции.

В ходе пикета полиция задержала пожилую женщину, а также попыталась затащить в автозак инвалида за то, что туристы хотели с ними сфотографироваться. Правда, в итоге всех отпустили.

Присоединяться ли к коммунистам другие оппозиционные партии Думы, пока не ясно.

Обсудили тему с депутатом Госдумы от КПРФ Александром Ющенко. 

Павел Лобков: Насколько единогласно среди коммунистов это решение было воспринято?

Александр Ющенко: Оно абсолютно единогласно воспринято. Я хотел бы немножко вернуться назад и рассказать как это все происходило. Абсолютно ответственно я заявляю, что вчера часов в 7 вечера, когда версталась повестка дня, этого закона и близко не было. При рассмотрении он вообще не присутствовал. Просто Сергей Николаевич Решульский случайно, часов в 11, посмотрел еще раз повестку.

Лобков: Это координатор вашей фракции?

Ющенко: Да, это координатор нашей фракции, который, собственно, координирует все действия фракции и принимает активное участие. Он посмотрел, и оказалось, что этот закон внесен. То есть ночью, исподтишка, совершенно никому не сказав про это. Это называется, как минимум, «а мы тут что находимся?».

Лобков: Лидер из «Единой России» - он же говорил, что, вот, сейчас рассмотрим и до лета примем. То есть не для кого не было сюрпризом.

Ющенко: Не просто за лето. Там четкое пояснение. Вчера его внесли вечером из-под полы. Завтра должны были рассмотреть его на заседании Государственной Думы. А там пояснение, что к 21 числу нужно подготовить еще поправки, чтобы уже принять это в понедельник, во втором чтении. То есть быстренько потом провести третье чтение, и передать в Совет Федерации.

Ольга Писпанен: То есть за выходные внести поправки?

Ющенко: Практически. Как вы можете это? Есть нормальный регламент.

Писпанен: А после второго чтения уже практически все, конец.

Ющенко: Да. Дальше уже идет в Совет Федерации, быстренько подписывает президент - вот вам быстренько слепленный закон.

Писпанен: Какая прелесть.

Ющенко: Во-первых, это подмена понятий. Во-вторых, это полное нарушение регламента. И это крайнее неуважение «Единой России» к гражданам, к партиям, и вообще ко всем своим избирателям. Могу сказать, что сегодня на совете Думы, мнения разделились 6 на 6. То есть голосовали по два представителя от партии. Категорически против мы - компартия Российской Федерации, присоединились к нам ЛДПР и «Справедливая Россия». Более того, мы категорически сказали, что мы не участвуем в обсуждении этого закона. Хотите, «протащили» его как хотите - пожалуйста, обсуждайте, пусть это будет закон «Единой России». И то я сомневаюсь, что там будет кворум.

Лобков: Ну как же, большинство же у них есть все равно.

Ющенко: Если на обсуждение поставится этот закон, то, во-первых, это скандал. Кому нужно, чтобы в отсутствии трех оппозиционных партий принимался какой-то закон, который вот так, исподтишка внесен.

Лобков: «Вагончик тронется, перрон останется».

Ющенко: Я вообще сомневаюсь, что будет кворум в таком случае. Даже если не будет кворума, то - с моральной точки зрения - как господа из «Единой России» будут смотреть гражданам в лицо? Честно говоря, мое мнение такое: во-первых, сегодня на сайте Госдумы не было председателя - не было Нарышкина. Завтра он приезжает и собирает всех лидеров фракций, и я не исключаю, что все-таки здравый смысл восторжествует. Потому что этот закон нужно обсудить. Тем более такой острый закон, который просто сделает огромную пропасть между властью и гражданами.

Лобков: А вы знаете, например, что будет в этом законе? Потому что есть много версий. Первая - это размер штрафов.

Ющенко: Принудительная работа.

Лобков: Я имею в виду разные наказания. Вторая - составление списков на лидеров, которые были осуждены за нарушения. И больше им заявок выдаваться не будет.

Писпанен: На улицу выходить больше нельзя будет.

Лобков: Да. Вот что из этого осталось?

Ющенко: У меня в руках федеральный закон, в котором указаны все поправки которые есть. Их тут немного. Я вам его оставлю - посмотрите. Но вкратце: кратно увеличились штрафы. Для физических лиц с 1000 рублей до миллиона, для юридических до полутора миллионов рублей. Во-первых, этот закон физически работать не может - это просто взяли и переписали с европейских норм: с Норвегии, Франции. Но там другой уровень жизни, другие зарплаты, другой доход у граждан. На сегодняшний день средняя зарплата у нас - 10-12 000 рублей. И если вы будете проводить массовое мероприятие...

Лобков: Я не буду.

Ющенко: Образно говоря. Мало ли какая ситуация. Запросто можно организовать, и чтобы у вас там были провокации. И уже завтра вам скрутят руки и посадят в «каталажку». Такая поспешность связана с тем, что протест нарастает.

Писпанен: А могут они успеть до 12 июня?

Ющенко: Как говорится, «у старых грехов длинные тени». Нас обманули на выборах. Соответственно граждане протестуют. Но что такое 12 июня? 12 июня люди собираются выходить на улицу с протестом. Плюс ко всему, мы знаем, что 12 июня состоится матч сборной России с Польшей. Мы помним матч с Японией, и к каким погромам он привел. Протест существует, его никуда не денешь. Отсюда такая спешка.

Писпанен: Так они могут успеть принять до 12 июня, как вы думаете?

Ющенко: Они могут все. Но мы боремся и рассчитываем, что здравый смысл все-таки восторжествует.

Лобков: Эта статья вызвала вопрос у многих юристов. Вот есть некие провокаторы на митинге. Митинг организуют люди, фамилии которых всем известны. И вот есть провокаторы, которые что-то там кидают, в масках нападают на полицейских. Вот по этому закону организаторы должны отвечать за поведение этих людей? То есть нарушается принцип индивидуальной ответственности человека за свои деяния или нет?

Ющенко: Во-первых, нужно персонифицировать этих провокаторов. Вот 6 мая, когда мы видели беспорядки, нам сказали, что полиция действовала четко и слажено, а провокаторы были со стороны протестующих. Кто-нибудь показал хоть одного человека? Поймали его, сняли с него маску и показали, что вот он, провокатор?

Лобков: По этому закону кто отвечает за действия провокатор?

Писпанен: Видимо, организаторы.

Ющенко: Организаторы митинга.

Писпанен: А каким образом можно будет применять этот закон, например, к таким акциям протеста - которые теперь начали плодиться и множиться - как, например, прогулка писателей с читателями? Там ведь никаких организаторов вообще нет. Люди просто берут, и в какой-то определенный момент выходят и куда-то идут.

Лобков: А все бульвары не отремонтируешь так быстро.

Ющенко: Думаю, что в этом плане власть изощренна. С подменой понятий все хорошо. Поэтому к прогулкам с писателями будет приклеено массовое мероприятие, которое придется, наверное, каким-то образом согласовывать с мэрией, и заявлять, какое количество людей планируется.

Писпанен: А если я на свидание хочу пойти - мне тоже нужно будет с мэрией согласовывать?

Ющенко: Меня за советскую власть агитировать не надо, я с вами абсолютно солидарен. Я думаю, что с писателей потребуют объяснить, какое количество людей гуляет. И если, не дай Бог, на 3-10 человек будет больше, то самого главного писателя запросто можно осудить либо на принудительные работы, либо на полтора миллиона рублей.

Лобков: Но ведь не секрет, что наше законодательство действительно довольно мягкое по этим вопросам.

Ющенко: Мы же говорим - мы же выступили против такого ужесточения. Но это не значит, что не нужно рассматривать этот закон. Давайте вносить на круглые столы. Есть «Открытая трибуна», которую Моровз ведет. Есть специалисты, есть круглые столы. Давайте обсуждать с гражданским обществом и принимать какие-то определенные поправки, которые будут не абсурдными, а реальными. Может, где-то действительно надо ужесточить, в том числе и власти, в том числе и сотрудников полиции.

Писпанен: Посмотрим, что будет завтра.

Ющенко: Не исключаю, что утром будут консультации. И как угодно отзывайте этот закон, обсуждайте, принимайте, и дайте нам месяц для того, чтобы мы его обсудили.

Лобков: А вы просто завтра не придете на заседание, или вы все-таки выйдете?

Ющенко: Завтра в 4 часа начнется рассмотрение этого закона в Госдуме. На этом рассмотрении закона мы встаем и уйдем, естественно. Потому что мы не имеем другого варианта.

Писпанен: Ну понятно. Большое спасибо, что пришли к нам. 

Также по теме
    Другие выпуски