Депутат Алексей Митрофанов: регистрация блогеров в качестве СМИ позволит им заработать

18/04/2014 - 18:47 (по МСК) Анна Монгайт, Павел Лобков

Госдума приравняла блогеров к средствам массовой информации. Резонансный законопроект сегодня был принят нижней палатой парламента во втором чтении. Теперь блогерам нужно будет регистрироваться в Роскомнадзоре. Это один из трех «антитеррористических» законопроектов. Помимо изменения статуса блогеров они предполагают расширение полномочия спецслужб, ужесточение уголовного наказания, а также усиление контроля за Интернет трафиком. 

Выполнение закона о предвыборной агитации, запрет на распространение экстремистских материалов и информации о частной жизни людей, а также обязательная возрастная маркировка – если блогеры-тысячники откажутся выполнять эти требования, теперь им будут грозить штрафы. Для физических лиц – от 10 до 30 тысяч рублей, для юридических – от 50 до 300 тысяч. Более того, теперь, если вашу страницу в социальной сети ежедневно посещают более трех тысяч человек, вам придется зарегистрироваться в специальном реестре Роскомнадзора. Это ведомство, контролирующее СМИ, теперь займется и блогерами. В первом чтении этот законопроект был принят еще в конце февраля, однако самые резонансные поправки все равно появились в последний момент. Это стало не неожиданностью не только для журналистов, но и для самих депутатов.

Валентин Романов, член фракции КПРФ: Понимаете, если на вчерашний вечер у нас не было на руках этих поправок, а сегодня утром я поднял эту тему, а нам говорят уже «смотрите»  и при этом, правильно Алексей Валентинович сказал, что существенные коррективы сделаны. Может быть, депутаты согласятся, чтобы он, прежде чем мы голосовать будем по тем или иным поправкам, два-три крупных аргумента привел, в чем коренные изменения.

Как ни странно, раскритиковал поправку и член фракции «Единая Россия» Роберт Шлегель.

Роберт Шлегель, депутат Госдумы от «Единой России»: На мой взгляд, эта поправка является несколько сырой. Я понимаю, что мы ее примем, я разделяю подход, что эта сфера должна регулироваться, но на мой взгляд, например, определение блогера не отвечает практике, не определено, что является персональным сайтом страница, неправильно называть блогера владельцем блога, потому что блог не принадлежит… ну, мне не принадлежит мой facebook или twitter. Я могу вести эту страницу, но она мне не принадлежит. Неясно, что делать в случае коллективного управления блогом. Очень размыто определение суточной аудитории доступа. Есть другие казусы. Например, ситуация, когда в этой поправке указано, что речь идет о неограниченном круге лиц. А если этот круг ограничен? Вот я, например, депутат Деньгина, которого я очень уважаю, неожиданно заблокирую на facebook, и это уже будет ограниченный круг лиц.

Первый замглавы фракции Михаил Емельянов посчитал странным, что к СМИ пока приравнять хотят только блогеров, а бабушек у подъезда – еще нет.

Михаил Емельянов, первый замглавы фракции «Справедливая Россия» в Госдуме: Сегодня утром буквально ее увидел, пришлось быстро принимать решение. Мне сложно понять, как они будут воплощать эту норму в жизнь, учитывая, что блогерам легко уйти в иную юрисдикцию.  Здесь больше эффект для чиновников, которые либо хотят отличиться, либо хотят имитировать решение проблемы, которую они видят, но реально не решают – под шумок борьбы с террористами накинуть платок на наиболее активную часть общества. СМИ и блогеры – это распространители информации, но это единственное, что их объединяет. Сидит бабушка у подъезда, много-много общается, разносит много-много информации, ну так мы теперь и бабушку у СМИ приравняем?

Нововведения мгновенно вызывали резонанс. Интернет пользователи заговорили о зачистке виртуального пространства и стали придумывать способы обойти ограничения. Тем не менее, один из авторов поправки – депутат Алексей Митрофанов – настаивал на том, что все это, наоборот, только облегчит жизнь блогерам. Во всяком случае, с точки зрения пополнения их семейного бюджета.

Алексей Митрофанов, глава комитета Госдумы по информационным технологиям и связи: Утверждение о том, что блогера приравняли к СМИ, неправильное. Речь идет о том популярном блогере, писателе в интернете, который имеет больше 3 тыс. ежедневных посещений. Только о них идет речь. Они попадают в особый реестр Роскомнадзора и после этого получают ряд прав, в том числе размещение на возмездной основе рекламы на своем блоге. Это первый путь к профессионализации этой группы и к капитализации этой деятельности. То есть, грубо говоря, люди, которые будут популярны, будут зарабатывать. Они будут иметь часть рекламных бюджетов.

Тем временем,  «Яндекс» уже заявил о том, что закрывает доступ к рейтингам аккаунтов и перестает показывать кнопку с числом читателей на страницах блогов. Одной из причин, побудившей интернет поисковик принять такое решение, стали законодательные инициативы депутатов.

Татьяна Комарова, руководитель PR-отдела «Яндекса»: Мы давно запланировали закрытие этого сервиса на эту весну. У нас существуют такое понятие, как «генеральная уборка», когда мы разбираемся, какие сервисы развиваются. Мы запланировали это давно, но в связи  с теми законодательными инициативами, которые были в последнее время, которые касаются блогеров, мы решили сделать это сегодня, чтобы никого не дезориентировать нашими некорректными данными.

Другие выпуски