Даниил Дондурей: Говорухин и другие старые кинематографисты хотят вернуть Советский Союз

Российские кинотеатры заставят показывать отечественные фильмы. По инициативе «Единой России» в следующем году введут специальные квоты – не менее 20% от всего проката должны быть родными фильмами. А за несоблюдение требований кинотеатры накажут штрафами от 100 до 400 тысяч рублей.

Владельцы кинотеатров считают, что эти меры приведут к кризису на рынке и закрытию кинотеатров. По данным прокатчиков, в следующем году в широкий прокат выйдет 21 российский фильм, из них семь появятся на экранах в первый же месяц. Тогда как в последние три месяца года в прокат выйдут только 5 российских картин. И кинотеатрам будет просто нечего показывать.

Новую кинополитику власти обсудили с главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем.

Казнин: Хочется понять, есть серьезные противники  этой инициативы, будет эта квота в 20%?

Дондурей: Начался серьёзный передел всего идеологического мира в нашей стране. Когда вчера вы обсуждали итоги политического года, вы не обратили внимание на очень важную вещь, которая прозвучала в послании президента, но про нее не говорят. Это новая идеологическая доктрина. Это государство-цивилизация, этого не было никогда. Это значит, что мы не европейская страна. Мы не восточная, но и не европейская. У нас свои законы, правила поведения, этика. У нас все свое. Кино лишь один из элементов. Про культуру же не будут говорить в серьезном смысле слова, потому что культура – это не только посещение кинотеатров, выставки или театра. Это более серьезная вещь. В связи с этим патриотизм, борьба со всем иностранным. Мы проигрываем конкуренцию с американским кино в сознании молодых людей, в первую очередь девочек. Миллиард евро, который в этом году собрал кинематограф, - это молодые люди с 14 до 21 года, в основном женщины, девушки-старшеклассницы и студентки.

Казнин: А квота вернет?

Дондурей: Тогда нужно все остальное. Если ты вводишь квоты, то ты должен запрещать свободную покупку американских фильмов.

Кремер: Или можно сделать ее невыгодной.

Дондурей: Ты тогда не можешь быть ВТО. Ты хочешь, чтобы сами кинотеатры против рыночных правил, а кинотеатры сразу же оказались примерно в 1997 году на рынке, это единственный из 13-14 элементов российского кинеметографа, который находится на открытом рынке. Они могу свободно покупать, свободно показывать, и никто не заставляет выбирать «Высоцкого» или «Август 8ого», но не показывать «Ночной дозор» и наоборот. Этого нет.

Кремер: При этом один из способов, которым Министерство культуры собирается отвоевывать этих девочек, это с помощью влияния на контент. Ровно об этом заявляет Владимир Мединский, который сегодня встречался с кинематографистами. Он накануне своей встречи снова повторил, что если деньги платит государство и субсидирует съемки, то оно имеет право влиять на контент.

Дондурей: Это суждение, которое даже президент повторил, говоря, что кто заказывает музыку, тот девушку и танцует. Никто не говорит, кто будет заказывать, что заказывать, от чьего имени, потому что во всех странах мира такая проблема есть. Там действует правило длинной руки. Чиновники никогда не могут участвовать в тех советах, которые определяют политику в этой области.

Кремер: А если чиновник сам писатель, он же в этом хорошо разбирается.

Дондурей: Нет, не может быть такого, потому что у него конфликт интересов. Все говорят о Франции, не понимая, как устроена французская модель. В дни премьер там по телевидению не показывают кино вообще. Все говорят о каких-то квотах. Там нет этих квот.

Кремер: Даже среди кинематографистов есть те, кто поддерживают этот закон и такой способ регулировать ситуацию в кино.

Дондурей: Это обычно старые люди.

Кремер: Станислав Говорухин.

Дондурей: Не молодой, согласитесь, человек. Им кажется, что можно вернуть советскую власть и что сейчас очень удобное время.

Кремер: Кто противодействует этим людям среди кинематографистов? Я так понимаю, что сегодняшняя встреча с министром была для того, чтобы примириться, потому что существует конфликт, довольно серьезная дискуссия.

Дондурей: Две основные силы против этого. И сами российские мейджеры, это большие компании как «Дирекция кино».

Кремер: Я хочу не про компании, а про личности.

Дондурей: У нас есть две продюсерские ассоциации. Обе против этого. Это ассоциация, председателем которой является гильдия продюсеров Ренат Давлетьяров, и Сергей Сельянов, тоже выдающийся продюсер из ассоциации продюсеров кино и телевидения. Такие режиссёры как Федор Бондарчук, Андрей Прошкин, не говоря о молодых режиссерах, которые снимают авторское кино, у них вообще нет никаких шансов, потому что это кино у нас ужасающе. У нас 2800 новых залов, они собирают 99% всех денег в кино. Только 19 залов из этих 2800 показывают так называемое художественное авторское кино.

Кремер: Для того, чтобы на эти фильмы ходили люди, эти люди должны быть образованы, понимать.

Дондурей: Мне кажется, что в 15-миллионном городе не хватит людей, которые могли бы понимать, что фильм «Фауст», который получил в прошлом году Золотого льва как лучший фильм мира.

Кремер: Прекрасно, все эти люди будут вынуждены смотреть «Фауста», если такая ситсема квотирования будет.

Дондурей: Невозможно. Та же самая проблема была в советское время. Советская власть никуда не ушла от Говорухина. Они в 9 утра ставили фильм «Гамлет» или «Король лир» Козенцева, в зале сидело 3 человека, а потом у них шло либо «Золото Маккены», либо мексиканский фильм. В паспортичке писали, что все 8 сеансов этого дня, был фильм «Король лир». Я могу еще рассказать три техники.

Кремер: Вы прямо коррупционные схемы раскрываете.

Дондурей: Конечно. Они дешевые установки blue-ray  поставят в коридорах, будет количество сеансов, будет количество времени, отчетность будет потрясающая. Это рынок, Россия, здесь большие мастера подковать блоху, правда, летать она потом не будет.

Купить подписку
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски

Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера