«Мир принял необратимые решения»: Анатолий Чубайс о трех геополитических событиях, изменивших все

03/06/2021 - 11:57 (по МСК)

Спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс выступил на Петербургском международном экономическом форуме. В своем выступлении он рассказал о геополитических предпосылках глобального энергоперехода и опроверг версию о том, что лидерами этого процесса являются западные страны — ее он назвал «неадекватной и искажающей реальность». По мнению Чубайса, «карту мира необратимо изменили» 3 крупномасштабных геополитических события, произошедших за последний год. К ним Чубайс относит пересмотр Евросоюзом своих целей по климатической политике на 2030 год, победу Джо Байдена на президентских выборах, после которой США вернулись к Парижскому климатическому соглашению, а также намерение Китая достичь углеродной нейтральности в 2060 году. «Мир принял необратимые решения, он движется по полной программе в этом направлении, начиная тектонические преобразования собственных экономик. Те, кто будут с этим спорить, просто останутся позади», — добавил Чубайс.

Модератор: Я попрошу вас порассуждать на тему геополитических предпосылок глобального энергоперехода. Можно ли считать, что лидером процесса являются именно западные страны.

Анатолий Чубайс: Это довольно распространенная точка зрения, что все это придумал Запад и подбрасывает нам. Она полностью, на сто процентов, неадекватна, не соответствует действительности, устарела и искажает реальность. Те, кто с этой точки зрения выступает, с моей точки зрения, просто не понимают, что происходит. За последний год произошло три крупномасштабных геополитических события, которые изменили карту мира в этом смысле — и в моем понимании изменили ее необратимо. 

Первое событие — Евросоюз принял решение о пересмотре своих целей по климатической политике на 2030 год. Исходная цель была — снижение  объема CO2 на 40%. Вместо цифры снижения 40 было принято решение о снижении на 55. Это очень масштабное изменение, с которого, собственно, развернулось European Green Deal, европейский зеленый курс, и все связанные с этим вещи. 

Второе событие — это победа Байдена на выборах, вслед за которой немедленно США вернулись в Парижское соглашение [по климату], провозгласили Green Energy Revolution, объявили о том, что в 2030 году объемы выбросов будут на 50% ниже, чем в 90-м и сейчас завершают уже разработку детализированного курса в эту сторону. Это довольно известные события, которые у нас обсуждались.

И третье событие, которое практически пропущено нашей общественностью — это Китай. Китай официально провозгласил цель выхода на на углеродную нейтральность в 2060 году, и для экономики с такими темпами роста это фантастический вызов, невероятной сложности. Но мы знаем о том, что Китай умеет такие долгосрочные задачи ставить и долго продвигаясь к ним, их выполнять. В дополнение к этому буквально пару месяцев назад в Китае открылась карбоновая биржа, я думаю, по объему она будет больше, чем европейская биржа ETS, и это означает, что Китай однозначно избрал курс в том же направлении. 

Ну, Евросоюз, США и Китай — этого достаточно, чтобы мир принял решение о радикальном изменении всей экономической политики в направлении энергоперехода. Масштабы этого преобразования с моей точки зрения сопоставимы, может быть, не знаю, с индустриализацией или с промышленной революцией в Великобритании в 18 веке. Ничего сопоставимого с этим последние сто лет в мире не происходило.

А впереди у нас Глазго (конференция COP26), я не исключаю, что и эти страны, и другие страны сделают еще и следующий шаг по пути активизации своих усилий в этом направлении. 

Поэтому на сегодня говорить, что это западная история, просто неадекватно, картина совсем другая. Мир принял необратимое решение, он движется по полной программе в этом направлении, начиная тектонические преобразования собственных экономик.

Те, кто будут с этим спорить, просто останутся позади.

 

На вопрос модератора о том, как бизнес будет справляться с рисками, Чубайс пускается в длинные рассуждения о вызовах, которые ставит перед бизнесом глобальный энергопереход и приводит примеры того, как именно выбросы CO2 связаны с черной металлургией и сельским хозяйством. «Перед нашим бизнесом с одной стороны сложнейшие вызовы, а с другой стороны — такого же масштаба новые возможности», — резюмирует Чубайс.

Другие выпуски