Что будет, если Киев оставит Крым без воды? Используют израильский опыт

10/03/2014 - 21:58 (по МСК) Тихон Дзядко, Мария Макеева

Власти Крыма прорабатывают варианты действий на случай, если Киев примет решение перекрыть Северокрымский канал.

По этому каналу из Днепра доставляется вода, которую используют для орошения в степной части полуострова. Как заявил сегодня премьер автономной республики Сергей Аксёнов, у Крыма нет долгов за воду и электричество, но «просто из вредности нас захотят отключить».

О том, какой ущерб Крыму может причинить перекрытие Северокрымского канала, в интервью ДОЖДЮ рассказал бывший первый заместитель министра мелиорации и водного хозяйства СССР Полад Полад‑Заде.

Полад Полад-Заде, председатель совета директоров ОАО «Водстрой»: Он вообще безводный, именно поэтому родилась идея построить Северокрымский канал. Он был построен. Это уникальное сооружение в мировом масштабе. Канал берет начало от Каховского водохранилища на Днепре. Протяженность 403 или 405 километров. Главное назначение канала – орошение. Пошли какие-то угрозы отключения водообеспечения Крыма. Я не думаю, что это серьезные разговоры, потому что какими же надо быть нехристями, безголовыми людьми, чтобы через воду воздействовать на политические решения. В любом случае, даже если будет статус большого федеративного устройства и большой самостоятельности Крыма, в договоре с Украиной обязательно должен быть оговорен вопрос подачи воды. Наверное, это будет стоить каких-то затрат, но это вопрос договорной. Таких систем в мире немало, и они функционируют. Даже реки есть, по которым вода течет и распределяется между одними и другими. До канала Крым существовал, люди жили, работали, и не только на южном берегу Крыма, но жили и в степной зоне. Было сложно, но жили. Какие-то затруднения будут, безусловно. Трагедии в этом нет. Орошение будет остановлено. Что касается социальных нужд, питьевой воды, крымчане выйдут из положения. Там разумный народ, очень работоспособный. Я не думаю, что будут какие-то трагические последствия такого решения. Есть прекрасные технологии по опреснению. Рядом море. Сейчас это не так уж затратно. Израиль, например, живет в основном за счет опреснения.

О ситуации с водой в Крыме ДОЖДЮ также рассказал экономист, профессор Высшей школы экономики, Леонид Григорьев. 

Леонид Григорьев, экономист, профессор ВШЭ: В 1954 году Никита Хрущев был в процессе развития целины. Северный Крым – это степи, на которых татары пасли пастбища веками. Он его распахал под зерновые совхозы. Туда переселяли крестьян, преимущественно украинских, и водяной канал был предназначен для орошения новых целинных земель для продовольствия. Поэтому и получается идиотская история, что татарскому населению непонятно, куда возвращаться, потому что там заселено другими и распахано. Водяной канал сделан, естественно, из ресурсов украинских. Я не знаю, как он устроен, но на нем стоит и питьевая вода в значительной мере.

Другие выпуски