Четвертые сутки пылает столица. В Швеции не принято упоминать цвет кожи в полицейских сводках

23/05/2013 - 23:37 (по МСК) Мария Макеева, Павел Лобков

В пригородах Стокгольма вместо вечерних фонарей уже четвертую ночь вспыхивают пожары местного значения. В основном протесты охватили иммигрантские районы, где молодежь поджигает машины и бьет витрины. Волна насилия распространилась с северо-запада на южные пригороды столицы. 

Столкновения начались еще на прошлой неделе, когда полицейский застрелил мужчину, угрожавшего ему холодным оружием. Шведские СМИ аккуратно обходят тему противостояния местных и иммигрантов, предпочитая нейтральные термины «хулиганы» и «поджигатели» или вовсе избегая существительных. «Сначала мы честно пытались избежать столкновения, но скоро поняли, что ситуация накалилась настолько, что нас просто встречают градом камней», – сообщает официальный представитель стокгольмской полиции.

Что сейчас происходит на стокгольмских улицах, ведущие ДОЖДЯ Мария Макеева и Павел Лобков узнали у журналиста Григория Гольденцвайга, который находится в Швеции. 

Гольденцвайг: Действительно, на стокгольмских окраинах неспокойно, хотя главное, что надо сказать, - картина, которую можно получить, читая российские или западные медиа: в большой степени все преувеличено. Если вы окажетесь сегодня в Стокгольме, вы не заметите ничего особенного, вы не услышите, даже владея шведским языком, этих разговоров, как какие-то волнующие умы и сердца в такой степени. Швеция действительно столкнулась с феноменом, с которым она до селе не была знакома, это, безусловно, проблема, но проблема носит значительно более локальный характер чем то, что видели в Париже или в Лондоне в последние годы.

Лобков: Есть ли противостояние именно по этой линии: эмигрантов и коренных обитателей, - связанное с тем, что именно эмигрант стал жертвой полицейского. Мы знали, что истории в Америке: например, в 1992 году зачастую из такой искры рождались целые восстания городов.

Гольденцвайг: Здесь есть два момента. Во-первых, никто не будет отрицать, что проблемы эмиграции в какой-то степени существуют, пусть она и значительно более мягко выражена, чем в других странах.

Лобков: Кто жег эти машины? Удалось ли установить личности? Откуда они?

Гольденцвайг: Шведская полиция точно так же себя вела в последние годы экстремально, когда им угрожала опасность, они стреляли, иногда с летальным исходом. Кто поджигал машины? На сегодняшний день задержано, по последним цифрам, около семи человек, из которых некоторых уже отпустили. В Швеции не принято давать информацию о цвете коже или стране рождения этих людей, но примечательно то, что никто из них не жил в пригородах, где они эти машины жгли. То есть это гастролеры, которые движимы действительно недовольством полиции, приехали таким образом выразить свое негодование.

Другие выпуски