«Через год крымчане попросятся обратно в Украину». Экс-посол США в СССР на лекции «Время России»

07/05/2014 - 23:24 (по МСК) Лика Кремер, Павел Лобков

Ситуацию в Украине и отношения России с западом сегодня обсуждали в фонде развития гражданского общества – вместе с Высшей школой экономики, фонд презентовал международный курс лекций «Время России». Одним из лекторов стал бывший посол США в Советском союзе Джек Мэтлок. 

Выступление Мэтлока было, конечно, главным на сегодняшней пресс-конференции. Бывший посол подготовил речь и видеопрезентацию, на русском языке.  Посвящена она была мифам о холодной войне.

Мэтлок назвал четыре главных таких мифа: холодная война закончилась не с распадом СССР – а на самом деле в 1988-1989 годах; коммунизм разрушили не американские силы – на самом деле он развалился изнутри; Россия не проиграла холодную войну – хотя все стороны вышли из нее на выгодных условиях; и Россия не стоит того, чтобы быть частью Запада. На вопрос о том, не считает ли Мэтлок статью Майкла Макфола в газете New York Times – в ней бывший посол США в России объясняет, почему эпоха перезагрузки закончилась и российский режим надо изолировать,   своего рода аналогом знаменитой длинной телеграммы Джорджа Кеннана, в которой он обрисовал невозможность сотрудничества с СССР и которая была направлена в Вашингтон за две недели до фултонской речи — так вот на этот вопрос Джек Мэтлок ответил отрицательно.

По его мнению, холодной войны между США и Россией нет. При этом сам дипломат в марте опубликовал статью в журнале Time, в которой выразил мнение, что Украине будет определенно лучше без Крыма, чем с ним, поскольку цитирую «ничто так не ослабляет страну, как удерживание в своем составе территории, население которой предпочитает жить в другом государстве».

О дальнейшей судьбе Крыма и восточных областей Украины, а также о том, возможен ли сегодня диалог Обамы с Путиным, Джек Мэтлок рассказал в интервью «Дождю».

Джек Мэтлок, бывший посол США в СССР: Я искренне считаю, что Украине будет лучше без Крыма, но украинцы так не думают. И факт заключается в том, что присоединение Крыма было произведено в нарушении международного права. И Россия заплатит за это очень высокую цену, но не потому, что этого потребует Запад, а потому что Крыму нужны огромные инвестиции. Это будет стоить дороже сочинской Олимпиады. И люди там будут ждать там немедленных улучшений условий жизни, а этого не произойдет. И мой прогноз такой, что крымчане через год скажут: «Мы хотим снова в Украину».

Что касается возможного отделения восточных областей, то если бы Украина добровольно на это пошла, это могло бы стать решением. Но по всем признакам Украина этого не хочет. И главная проблема здесь в том, что могут быть различия между западными и восточными частями страны. Но что делать с Киевом, который, очевидно, хочет находиться посередине не только территориально, но и в смысле населения? Так что я думаю, что политически отделение востока было бы очень трудным, но если бы украинцы согласились на это, это могло бы стать решением. Только они не согласны.

Что же касается президентов России и США, то личные отношения сейчас между ними очень напряженные, но это не значит, что они не могут разговаривать. Я бы хотел надеяться на большее количество частных переговоров.

Так получилось, что сегодняшняя пресс-конференция началась и закончилась до заявлений Владимира Путина по Донецку и в целом по Украине. Поэтому одной из главных тем была судьба восточных областей Украины.

Александр Рар, политолог: Мне кажется, что федерализация Украины – это самый правильный выход из этого. Федерализация Украины, чтобы восточные регионы Украины могли бы иметь самые близкие исторические и экономические отношения с Россией, а западные регионы и центр Украины тогда бы торговал и имел бы самые близкие экономические отношения, даже политические отношения с Европой. Я думаю, если децентрализация киевской власти все-таки произойдет, и люди поймут, что на местах их тоже представляет определенная власть, региональная власть, то доверие к этим институтам появится, и доверие к региональным властям будет только выигрывать общее государство. Потому что, с моей точки зрения, все-таки это тоже факт, что большинство жителей восточной Украины не хотят присоединяться к России.

Александр Рар также выразил мнение, что вся надежда в урегулировании украинского кризиса лежит на ОБСЕ, как бы странно это ни звучало, добавил политолог. И вот как ни странно, но именно по итогам встречи с председателем ОБСЕ Дидье Буркхальтером Путин сделал свои сенсационные заявления о смене российского курса. В частности, президент России попросил перенести референдум в Донецке, назначенный на 11 мая.

При этом Александр Рар заявил, что к итогам этого референдума Евросоюз отнесется только как к социологическому исследованию. Не исключено, что теперь и от планов проводить парад победы в Севастополе Владимир Путин тоже откажется. Сегодня канцлер Германии Ангела Меркель жестко раскритиковала эту идею. По мнению Рара, парад в Севастополе только еще больше дестабилизирует ситуацию на Востоке Украины.

А завершить рассказ о сегодняшней пресс конференции в фонде развития гражданского общества, поможет очень драматичный момент с корреспондентом газеты «Комсомольская правда». Сначала он спросил о том, не нужно ли России вернуть и другие территории из состава империи, в частности часть Польши. На такое не нашелся, что ответить даже прокремлевский политолог Константин Костин, а Александр Рар вяло отшутился про страх за Берлин. Тогда журналист «Комсомолки» решил подкрепить свое предложение статистикой о том, что большинство читателей этой газеты разделяют именно такую точку зрения – что надо брать Польшу. Вот так совершенно неожиданно страна со своим мнением оказалась в оппозиции к президенту, неожиданно изменившему свою позицию по Украине. 

Другие выпуски