Чем нужно кормить детей в детских садах

07/04/2012 - 16:14 (по МСК) Павел Лобков
На Пушкинской площади сегодня были не только рассерженные коммунисты, но и рассерженные мамы.

Они протестовали против продуктов с избытком искусственных витаминов, синтетических добавок в йогуртах, использования замороженных полуфабрикатов вместо свежих продуктов и промышленной смеси меланж вместо куриных яиц. Все это ингредиенты нового меню для детских садов и, по мнению родителей, это невкусная и нездоровая пища.

Ресторатор Игорь Бухаров предлагал свои услуги московской мэрии в разработке идеального меню. 

Бухаров: Мы действительно работали в этом смысле очень долго. Был эксперимент, который длился в течение 3 лет. По всей стране меняли оборудование, государство выделяло деньги. Это был эксперимент, который должен был показать – что лучше. Эксперимент показал, что могут быть и большие фабрики-кухни, которые готовят полуфабрикаты по современной технологии, развозят это, могут быть и маленькие традиционные, с готовкой на месте. Что из этого лучше, я могу вам сказать. Есть немного предвзятое отношение, что данный меланж - плохой.

Лобков: У меня ощущение, что некоторые мамы – пусть на меня не обижаются – начитались женских журналов и считают, что свежая клубника обязательно должна быть с простоквашей. Но в ней, к сожалению, может быть сальмонелла, и тогда мамы пойдут протестовать против сальмонеллы.

Бухаров: Это и есть проблема. Хочется, чтобы это было за совсем маленькие деньги.

Лобков: Вам удалось? Это же искусство ресторатора – из ничего сделать что-то. Примеры можете привести, что входило в ваше меню?

Бухаров: Меню разрабатывал Роспотребнадзор. Есть традиционные вещи, которые всю жизнь мы ели – картофельное пюре с котлетой, суп с вермишелью. Все традиционные простые вещи, которые ни на какие изыски не претендуют.

Лобков: А что хотят мамы? Устриц «Белон»?

Бухаров: Мамы не хотят устриц «Белон», они хотят, чтобы это было свежее, приготовленное сегодня, и чтобы это было за минимальные деньги, что на сегодняшний день сложно сделать из-за многих причин, в том числе, и из-за пресловутого 94-го закона, который оператора пускает туда только на год. Ну никакой предприниматель сегодня не будет вкладывать деньги для того, чтобы развивать собственное производство, а на следующий год опять в тендере участвовать? Это затраты.

Потом, продукты. Сегодня огромное количество посредников от производителя до конечного потребителя. Это очень сложно – логистика, большая страна.

Лобков: А откаты есть?

Бухаров: Есть, конечно. Это еще одна большая проблема. Я могу сказать, какой я сделал вывод из этого эксперимента. Я считаю, что родители, которые сегодня являются покупателем данной услуги в школе, они за это платят, они должны принимать участие в том, кто будет готовить, как готовить, из каких продуктов и т.д. Вы приходите в ресторан, вы заказываете банкет, вы с шефом разговариваете от и до, согласовываете с ним цену. То же самое школа. Родительский комитет должен прийти и сказать, кто участвует.

Лобков: Я знаю, в Англии великие шефы разрабатывают меню для детских садов, это очень престижно.

Бухаров: Например, Джейми Оливер.

Лобков: Что у Джейми Оливера в меню в детских садах?

Бухаров: Он все равно это делает с традиционной английской кухней. Мы ездили по многим странам, смотрели. В Америке стоят аппараты по продаже Pepsi Cola и Coca Cola на территории школы. Но при этом вы можете заказать специальное меню или принести что-то с собой.

Лобков: Если вы верующий еврей или мусульманин, о вас отдельно побеспокоятся. Или веган какой-нибудь.

Бухаров: Если еврейская школа, то там вся кошерная еда.

Лобков: Я тоже принимал участие в акции протеста примерно 35 лет назад. В детском саду, если ты не доедал первое – был обычный суп с лапшой, тебе туда кидали гуляш с пюре. А если ты не доедал и это, тебе туда наливали компот.

Бухаров: Это страшная экзекуция какая-то. Где такой детский садик находился?

Лобков: В городе Сестрорецке, в городской черте Санкт-Петербурга. Приличное место.

Бухаров: Странно. Город, переживший блокаду, вдруг такие издевательства.

Лобков: Может, против тетки с поварешкой все-таки?

Бухаров: Есть проблема, что более высокооплачиваемые специалисты, естественно, идут работать в ресторан. Оплата труда там достаточно нормальная.

Лобков: Сколько получает дама, которая и готовит, и раздает? Тысяч 15?

Бухаров: Может, даже меньше. Я еще раз говорю, только родители смогут это все свернуть, по-другому быть не может. Вы покупатели, вы платите за своих детей. Вы покупаете данный обед, вы должны прийти и оценить его. Если вся школа прекратит покупать это, то тогда это закончится.

Во Франции приучают детей. Не хочет есть ребенок – ему говорят: ты должен попробовать. И ребенок после того, как заканчивает среднюю школу, имеет понятие примерно о 300 продуктах, по вкусу он может их различать.

Лобков: Мы ставили эксперимент на второклассниках. Продукты были одни и те же – картошка, курица, напитки. В одном случае это были продукты из фаст-фуда, а в другом это были домашние блюда – отварная и жареная курица, картофельное пюре с укропом. Надо было видеть, как синюю жидкость дети выхватывали друг у друга, а при этом домашний компот из облепихи стоял невостребованный.

Бухаров: Это визуальность, она очень важна. К сожалению, мы за те деньги, которые родители хотят заплатить, эту визуальность сделать не можем.

Лобков: Те же самые родители после детского сада ведут ребенка в фаст-фуд, и там у него наступает счастье, потому что там детские праздники, всякие клоуны с шариками. А потом они требуют что? я этого не понимаю.

Бухаров: Требуют уменьшения нутриентов, микроэлементов, которыми должна обогащаться пища. Весь вопрос состоит в том, что ребенок питается один-два раза в школе, остальное время он питается дома. Значит, как минимум 2-3 раза он питается дома. Поэтому это может вступать в противоречие.

Лобков: Вы будете продолжать свои усилия?

Бухаров: Конечно, мы уделяем этому очень много внимания.

Лобков: Вы – это кто?

Бухаров: Федерация рестораторов и отельеров. У нас есть некоммерческое партнерство, большая общественная организация.

Лобков: То есть вы накормите наших детей вкусной, здоровой пищей?

Бухаров: Мы постараемся. 

Также по теме
    Другие выпуски