Чехия простилась с Гавелом. Путин и Медведев так и не отправили соболезнования

23/12/2011 - 22:16 (по МСК) Мария Макеева, Михаил Фишман
В Праге похоронили Вацлава Гавела. Бывший президент в 1989 году стал одним из лидеров бархатной революции. Драматург и эстет, внезапно превратившийся в политика и революционера и ставший символом новой Чехии.

Сегодня по всей стране ровно в полдень прошла минута молчания, в храмах зазвонили колокола. И началась церемония прощания. Отпевали Вацлава Гавела в соборе Святого Вита в Париже. Проститься с ним приехали президент Франции Николя Саркози, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, экс-президенты Польши и США Лех Валенса и Билл Клинтон, нынешний американский госсекретарь Хиллари Клинтон, а также бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт. От России присутствовал уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Официальных соболезнований ни президент Дмитрий Медведев, ни премьер Владимир Путин так и не прислали.

Как страна простилась со своим президентом, обсудили с журналистом Антоном Ширяевым. Прямое включение из Праги.

Макеева: Скажите, как прошел сегодня день в Чехии?

Ширяев: В Чехии было объявлено три дня траура. Началось все в среду, когда тело экс-президента Вацлава Гавела было перевезено на Град. С ним пришли проститься десятки тысяч людей. Это было выставлено в старом королевском зале Пражского Града. И сегодня в костеле Святого Вита - это главный католический костел страны - произошло отпевание, где как вы говорили, присутствовали представители почти 50 стран.

Макеева: Отсутствие президента, скажем так, российского и присутствие только уполномоченного по правам человека - это как-то обсуждалось, как-то Чехию вообще взволновало вот это отсутствие официальной реакции тандема, скажем?

Ширяев: Да. Это не было слышно на высоком уровне, то есть это не обсуждалось ни в Сенате, ни на уровне президента, но среди людей, среди представителей прессы, в интернете это довольно горячо обсуждалось. Говорили о том, что стоит, может быть, заморозить некоторые экономические отношения с Россией по этому поводу. Но это, опять-таки, не на высоком уровне это все было, большей частью в интернете. С другой стороны, говорили о том, что присутствие Лукина, как представителя по правам человека в России, было бы Гавелу намного приятней, чем приезд кого-нибудь из тандема.

Казнин: Антон, а как живет последние дни Прага? И как она жила сегодня?

Ширяев: Во-первых, с одной стороны, нельзя не признать, что Рождество на носу и люди как-то живут подготовкой к Рождеству. С другой стороны, Рождество немножко омрачено: на каждой площади, каждое место, которое каким-то образом связано с Вацлавом Гавелом исторически или центр города на Масловской площади около коня Вацлава, на Староместской площади, на Граде, около памятника Масарику - везде стоят свечи, везде стоят портреты Гавела. Люди подходят, зажигают свечи, говорят какие-то теплые слова.

Очень много людей собралось в среду, именно когда проезжала похоронная процессия, когда Гавела привезли в Град. Его привезли на историческом лафете, на котором хоронили президента первой Чехословацкой республики Масарика в 37-м году, и это была очень почетная церемония: шел оркестр и не один, вот этот черный лафет, черные кони. Народу было столько, я никогда не видел столько народу на Гарачанской площади, площадь была забита под завязку. Когда провезли лафет с гробом президента, все начали аплодировать, звенеть ключами - это такой акт воспоминания «бархатной революции». То есть, это такое тихое сопротивление чехов было, когда они собирались в демонстрации и звенели ключами. И вот так они вспоминали президентские годы Вацлава Гавела.

Макеева: Антон, Михаил Сергеевич Горбачев жив-здоров, завтра придет на митинг на проспект Сахарова, но, тем не менее, известно, что его любят на Западе больше чем в своей стране, хотя, то, что сделал Гавел для своей страны, очень сравнимо с тем, что сделал Горбачев для своей - люди одной эпохи, определенно. Но уж больно тяжелые потом выпали времена на долю россиян. В общем, это объяснимо, в какой-то степени это можно объяснить. Как так вышло, что чехи так любят Гавела? Ведь чехам, я думаю, тоже непросто пришлось чисто экономически после «бархатной революции». Есть какое-то очень очевидное объяснение, которое можно в двух словах изложить?

Ширяев: В двух словах можно словами Гавела это все переложить - это любовь и правда. То есть человек, который жил этими понятиями и никогда и нигде он не изменял ни себе, ни народу, не обманывая, не делая каких-то хитрых политических ходов, никому никогда он не сделал плохо. То есть, это могли быть какие-то неудачные политические шаги, но это было искренние и честные.

Макеева: У меня есть еще один опрос по поводу реакции в блогах. Вот вы говорили о том, как чехи реагировали в блогах на отсутствие официальной реакции Москвы. В свою очередь, в российских блогах тоже обсуждалась эта тема. И мне встречались такие записи очень гневные, что Гавел, мол, был таким антироссийским всегда. Он же никогда не был антироссийским, не правда ли?

Ширяев: Абсолютно. Это неправда. Он никогда не был антироссийски настроен, наоборот, у него были очень теплые отношения. Гавел был человек творческий, он очень любил Россию, по-своему, и у него были хорошие отношения со многими представителями российской, может быть, не власти, но, по крайней мере, духовной элиты, можно сказать так.

Макеева: Другое дело отношение к руководству страны последних лет?

Ширяев: Это правда. Он довольно жестко критиковал постоянно, особенно в последнее время, российскую позицию по отношению к Грузии - кстати, вы забыли упомянуть, среди представителей президентов был президент Грузии Саакашвили, - по отношению к другим республикам, внутри страны, жесткий режим. Он постоянно критиковал, за что, понятное дело, он не был любим властями.
Также по теме
    Другие выпуски