Чего может лишиться читатель от сделки «Эксмо» и АСТ

19/05/2012 - 01:55 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Издательство «Эксмо», крупнейшее в России, собирается купить своего основного конкурента – группу АСТ. Сделка оценивается в 400 миллионов долларов и в результате поглощения на рынке появится безоговорочный лидер с долей 20% – сейчас у каждого издательства по отдельности около 10%.

В Федеральной антимонопольной службе пока грядущую сделку не комментируют и говорят, что заявлений об объединении они еще не получали. Однако, как рассказали ДОЖДЮ источники, близкие к ходу переговоров, сейчас идет оценка активов группы АСТ. В нее входят несколько издательств: это, собственно, АСТ, а также «Астрель», «Восток Запад», «Аванта+» и другие, издательский дом «Премьера медиа», книготорговые сети «Буква», «От А до Я» и «Букбастер», в которые входит порядка 450 магазинов. По оценке Роспечати, «Эксмо» и АСТ входят в число 50 крупнейших книжных издательств в мире.

Будущее книжного рынка обсудили со специальным корреспондентом ИД «Коммерсантъ» Анной Наринской. 

Казнин: Вы думаете, действительно произойдет серьезное изменение на рынке? Или все останется как есть?

Наринская: Я думаю, что они [изменения] произойдут довольно быстро, потому что это, как и все в России, это не simply business, это очень завязано на конкретных людей. Тут важно, кто кого покупает, потому что мы же не говорим, что покупают, а не «сливают». «Эксмо» покупает «АСТ». И при том, что оба они вполне были довольно страшноватыми явлениями, все-таки, «АСТ» - можно сказать, что там о книге как бы думали; там было издательство «Корпус» очень хорошее, редакция Шубиной, которая издавала современную русскую литературу по настоящим, высоким стандартам.

«Эксмо» занимается исключительно бизнесом. Когда был скандал с тем, что они издавали сталинистские книжки, например, их главным объяснением было, что раз такие книжки продаются, мы будем их издавать.

То, что это произойдет, можно было бы политологу понять довольно давно, потому что примерно полгода назад, когда деятели культуры встречались с Путиным, Прилепин задал вопрос Тимченко; Новиков, генеральный директор «Эксмо» присутствовал на этой встрече, был единственным представителем больших издательств на этой встрече, его конкурентов из «АСТ» не было никого. И для тех, кто следит за книжным рынком, это было большим знаком.

Поэтому – кто стоит ближе к этому трону, вот тогда был уже дан знак. Поэтому достаточно важно в этом смысле со всех сторон – кто кого покупает.

Но если отойти от нас всех так теребящей темы – кто близок к Путину и насколько это все политизировано, хотя, конечно, это все страшно политизировано, и большие издательства – это вообще исполнители госзаказа, но кроме того, для меня лично печальный момент – я боюсь, что «Эксмо» закроет вот эти прекрасные редакции и издательства, которые умудрялись…

Казнин: Почему?

Наринская: Я не следила за цифрами, я не хочу никому навредить…

Писпанен: А волнуют ли вообще «Эксмо» цифры?

Наринская: Именно цифры их и волнуют. Давайте, все-таки, договоримся о том, что книги – это не такое дело, где только прибыль, только цифры должны всех волновать. Книги – это очень особенная вещь. Это идеология, но это еще и прекрасное.

В издательстве «АСТ», как бы ужасно оно не было по разным своим стратегиям, там маленькую долю этому прекрасному давали. Там выходили философские серии, там издавали, следили за современной русской литературой, издавали много западных книг. И этим занимались настоящие профессионалы, люди книги.

Я не уверена, что вот в таком – не только Путин-ориентированном, но еще и абсолютно деньги-ориентируемом, «Эксмо» это просто допустит.

Писпанен: Не является ли эта будущая сделка еще и серьезным намеком писателям, например, которые пока еще находят пристанище в «АСТ», в том же самом «Корпусе», например…

Наринская: В «Корпусе» в основном западные книжки.

Писпанен: Что бы то ни было, все равно современную прозу печатают. Того же Прилепина могут напечатать. Мы же знаем, что очень многие писатели испытывают трудности с издательством в России. Не может ли это в этой степени быть закручиванием гаек? Я знаю, что какие-то многие писатели уходили из «Эксмо» в «АСТ», их будут ли принимать обратно, что называется?

Наринская: Не многие писатели, а конкретный скандал был связан с Людмилой Улицкой, которая перешла в издательство «АСТ» из издательства «Эксмо». При том, что как раз в связи со сталинистским скандалом она вела себя достаточно лояльно издательству «Эксмо». Но, насколько я понимаю, «АСТ» просто сделало ей выгодное финансовое предложение, против которого она не могла устоять.

Я готова поддержать любую конспирологическую теорию, которая будет говорить, что государство давит, душит и так далее…

Писпанен: Согласитесь, это все-таки рычаг давления? Все права будут принадлежать «Эксмо».

Наринская: И что? В общем, я бы хотела, но я не сильно могу вас поддержать конкретно в этой вещи. Издательство «Эксмо» не станет издавать продающегося огромными тиражами автора Улицкую или автора Прилепина из-за того, что они не благонадежны? Я в этом сомневаюсь. Кроме того, для самого даже анти-путинского писателя сейчас главный вопрос – это гонорар, потому что если ты согласен получить меньший гонорар пока что, я говорю о сегодняшнем дне, может быть скоро все маленькие издательства как катком раздавлены этим гигантом, и тогда ситуация скажет другое.

Главная вещь, что в присутствии такого гиганта ситуация становится совершенно неконкурентной для маленьких издательств, еще имея ввиду, что этим издательствам принадлежат сети распространения, магазины и так далее, - это факт, и факт, конечно, печальный.   

Также по теме
    Другие выпуски