Чайка хочет дешевые авиабилеты, но заплатить придется налогоплательщикам

02/08/2013 - 23:44 (по МСК) Лика Кремер, Павел Лобков
Юрий Чайка пожаловался Дмитрию Медведеву на дороговизну авиабилетов в России. Генпрокурор предложил премьеру ограничить стоимость внутренних перевозок. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова подтвердила газете «Ведомости», что письмо получено и по этому поводу готовится поручение вице-премьера Аркадия Дворковича. Вместе с тем, законодатели вот-вот примут поправки, которые позволят снизить стоимость билетов и сделают возможным появление российских лоукостеров. В первую очередь, речь идет о низкобюджетном перевозчике «Аэрофлота», который – как обещают в госкомпании – начнет полеты уже в 2014 году. Впрочем, эксперты говорят, что в конце концов такая модель развития конкуренции не поможет, а приведет лишь к увеличению субсидий «Аэрофлоту». 

Генпрокурора Юрия Чайку возмутила стоимость билетов на рейсах Москва-Хабаровск, Москва-Казань и Москва-Новосибирск. Якобы цены на перелет в эконом-классе завышены в полтора раза, а в бизнес-классе – в два раза. Количество дешевых билетов на этих рейсах слишком мало, но и в эконом-классе пассажиры вынуждены переплачивать за дополнительные услуги, включенные в стоимость, пишет генпрокурор Дмитрию Медведеву. Кроме того, перевозчики якобы научились обходить ограничение на максимальный размер прибыли – 20 процентов от себестоимости. Чтобы увеличить итоговую цифру, игроки, утверждает Чайка, включают в себестоимость не только операционные расходы, но и стоимость рекламы, аренды офисов и даже канцтовары.

Нарушения генпрокурор обнаружил у  четырех авиакомпаний: «Сибирь», «Татарстан», «Ак Барс Аэро» и «Аэрофлот». Все они от комментариев отказались. А вот эксперты с генпрокурором категорически не согласны. Они говорят, что на внутренних рейсах компании и так часто летают себе в убыток. А если еще и законодательно ограничить цены на билеты, то без субсидий не обойтись. И в итоге заплатить за дешевые перелеты придется налогоплательщикам, говорит председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров.

Алексей Комаров, председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное сообщение»: Если какими-то искусственными способами будет регулироваться рынок авиаперевозок, то выход из этой истории только один. Сразу же встанет вопрос о субсидировании частично из госбюджета расходов. Будут разоряться авиакомпании – и будет субсидирование из бюджета. Будет искусственная поддержка линий – опять из бюджета. Таким образом пассажирам, конечно, билеты будут дешевле, но всем гражданам страны налогов немножко увеличится, или количество денег, которое идет из налогов в федеральный бюджет, часть падет на это мероприятие. Каждый гражданин страны будет немножко инвестировать в пассажира, который летает на самолете. Учитывая, что летает на самолете в лучшем случае сейчас 7 миллионов человек, остальное население страны будет их субсидировать.

Любопытно, что пока Юрий Чайка жалуется премьеру на стоимость авиаперевозок , Госдума и так уже готовится принять поправки в Воздушный кодекс, которые позволят снизить цены на билеты.  Например, до конца года перевозчики получат право продавать невозвратные билеты и отменять питание на борту. И эти поправки, как говорили эксперты, были пролоббированы как раз «Аэрофлотом», чтобы компания смогла создать собственного лоукостера. Правда, произошло только после встречи руководства госкомпании с Владимиром Путиным. А этому предшествовала угроза со стороны Федеральной антимонопольной службы разрешить зарубежным лоукостерам летать по России. И, скорее всего, именно «Аэрофлот» как компания с госучастием получит самый большой объем субсидий за снижение цен на билеты, говорит глава аналитической службы компании «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Олег Пантелеев, глава аналитической службы компании «Авиапорт»: От «Аэрофлота» Путин потребовал снижать цены. Учитывая, что у нас в целом авиакомпании на внутренних российских линиях летают, если судить в целом по отрасли, с убытком, то «Аэрофлот» нашел элегантный, чрезвычайно разумный и прагматичный выход: если вы хотите, чтобы летать было дешевле, сделайте для нас то-то и то-то. Под «сделайте для нас» подразумевалось не лично для «Аэрофлота», а вообще для авиационной индустрии. «Аэрофлот», будучи авиакомпанией номер один, естественно, и выгод от этого получит больше, чем все остальные.

Стоит сказать, что в 2012 году субсидии «Аэрофлоту» уже выросли сразу на 66 процентов и превысили миллиард рублей. Увеличение выплат этой госкомпании собираются учесть в бюджете на 2014 год, подтверждают в думском комитете по транспорту.

Михаил Брячак, член комитета Госдумы по транспорту: Законодателям необходимо вмешиваться, как и любым другим органам администрирования и контроля. Те расстояния, которые в Российской Федерации есть, при уровне жизни и платежеспособности населения требуют со стороны государства участия в виде дотаций на определенных маршрутах, в виду субсидий, особенно там, где, как в «Аэрофлоте», есть государственная доля. Бюджет 2014 года, проект которого уже Правительством разработан, нами будет дорабатываться, чтобы в нем были заложены расходы на субсидирование.

Стоит отметить, что в последнее время у «Аэрофлота» довольно много проблем. Например, компании грозит штраф в 20 миллионов долларов, если «Аэрофлот» выйдет, как собирался, из альянса Sky Team, с которым заключил невыгодные соглашения по рейсам в США.  И, кроме того, вместе со вступлением в ВТО «Аэрофлот» теряет важный источник дохода – сборы с европейских авиакомпаний за транссибирские перелеты. 

Другие выпуски