Бывший топ-менеджер «Транснефти» купил фальшивых картин на несколько миллионов евро

Сегодня в Москве открылась выставка «Шедевры подделки». Это первая подобная выставка в России, и на ее открытии побывала культурный обозреватель ДОЖДЯ Анна Монгайт.

Сегодня в Москве открылась выставка «Шедевры подделки». Коллекционер, основатель «Дома иконы», бывший топ-менеджер «Транснефти» Игорь Возяков представляет произведения крупнейших русских художников середины XIX-начала ХХ века, оказавшиеся фальшивками.

На открытии выставки, а это первая подобная выставка в России, побывала культурный обозреватель ДОЖДЯ Анна Монгайт.


Анна Монгайт: На самом деле, выставка абсолютно сенсационная. Моде показывать фальшивки и подделки поспособствовал Британский музей, который в 1989 году показал огромную экспозицию из подделок - фальшаков, которые оказались в частных и государственных музейных коллекциях. Игорь Возяков - типичный пример коллекционера, который начал собирать в середине 1990-х, заработав свои первые большие деньги в «Транснефти». Он, естественно, начал покупать художников из учебника «Родная речь»: Айвазовского, Шишкина - русское искусство конца XIX - начала XX века. У него была очень большая коллекция из 120 работ. В то время покупали все - была такая мода. Был у него и консультант - некий диллер, которому он доверял.

Сейчас он, уже много лет собирая иконы Старых зарубежных мастеров, решил достать свои шедевры, которые очень сильно должны были вырасти в цене. Надо понимать, что примерно каждый год рынок на такие вещи прибавляет 15%. Эти вещи покупались в том числе и как инвестиции - рынок искусства пережил настоящим бум за это время. Перед тем, как показать, что за шедевры он когда-то купил, он решил провести повторную атрибуцию - так принято. В общем, на атрибуцию было отправлено 15 оставшихся к тому моменту работ. Это были идеальные, крупноформатные вещи.

Сначала пришел отказ на одну, затем на другую. Из 15 работ, 9 оказались подделками. Но это были первостатейные, образцовые подделки. Например, картина «Чесменский бой» Айвазовского. У картины прекрасный провенанс: якобы великий князь, который был на открытии, по-моему, чуть ли не Пажеского корпуса, где висит эта вещь, увидев картину, сказал Айвазовскому: «Прекрасная штука! Нельзя ли мне точно такую же, немножко в другом ракурсе?». Фантастический провенанс для картины. Отправили на атрибуцию - фальшак, но сделанный еще при жизни самого Айвазовского. То есть это минимум 2 миллиона «до свидания».

Вот, например, «Вид Москвы» Коровина. Провели химическую и техническую: выяснилось, что это 50-е годы XX века, сделана по связующим материалам. До свидания, Коровин и еще полтора миллиона долларов. То есть чувствуете разницу? Что такое работа, например, художника конца XIX - начала XX века, который писал под Айвазовского? Это 5 000 долларов, вместо предполагаемых 2 миллионов. То есть это очень серьезная потеря. Почему люди, умеющие считать деньги и относившиеся крайне внимательно к таким вопросам, покупали фальшаки - расскажет заместитель директора «Дома иконы» Надежда Губина, которая сейчас, собственно, помогает Игорю Возякову пережить эту трагедию.

Надежда Губина: Он очень верил тому человеку, у которого покупал все эти работы. Тем более, что его дело было зарабатывать деньги, а дело экспертов - предоставить экспертизы на те вещи, которые продавались. Экспертизы были предоставлены - это были экспертизы Третьяковской галереи. Собственно, чему еще верить? Он с детства ходил в Третьяковскую галерею, считая ее фактически главным местом в Москве. Поэтому, когда он, будучи взрослым, увидел, что такие знаменитые люди, бланк правильный, печать, подписи - конечно, он вкладывал в это деньги.

Вот это является самым интересным на этой выставке. Рядом с каждой работой висит экспертиза, а то и две. То есть и первая экспертиза, полученная в середине 90-х, и та, которую он получил в 2012 году. Самое интересное, что на некоторых одни и те же фамилии экспертов. Вот, к примеру, на первой экспертизе два имени: «Гладкова и Чурак». Чурак заведует отделом «Передвижников» в Третьяковской галерее. Кто лучше нее разбирается в художниках-передвижниках? Далее: «Идеальная работа. Музей. Покупайте». Прошло уже почти 15 лет: «Гладкова и Чурак: Ужасно, фальшак».

Ольга Писпанен: Но можно, наверное, в суд подать?

Монгайт: Это самый любопытный момент, связанный с фальшаками и подлинниками в России: никакой ответственности эксперты не несут вообще. 15 лет назад техническая экспертиза была еще плохо развита. Получается, что нет никакой ответственности. Именно поэтому у Третьяковской галереи и других музеев государство отобрало право давать экспертизу частным коллекционерам. И сразу же, напротив Третьяковской галереи, появилась организация «Третьяков», в которой все те же сотрудники музеев работают как независимые эксперты.

Именно поэтому русской экспертизе не доверяют ни на мировых аукционах, ни в мире. А это сильно снижает статус, цены и доверие к русскому искусству. Интересен комментарий самого Игоря Возякова, решившего открыть выставку «Шедевры подделки».

Игорь Возяков: моральный ущерб можно замолчать. Финансовый - компенсируется. Чем больше фальшивок будет «убито», тем выше будут цены достоверных вещей. Ну здесь кто как попал. У меня было 15 вещей всего, 9 из которых - фальшивые. Ну, так получилось. Зато за оставшиеся мне не стыдно.

У коллекционера, нашедшего у себя в коллекции фальшак, есть несколько вариантов. Первый вариант - отправить их на Север: в Тюмень, Сургут - туда, где есть богатые люди, которые не разбираются в искусстве и рады любому «Айвазовскому». Им можно продать - они не будут перепроверять экспертизу. Второй вариант - со старой экспертизой отвезти работу на Запад на аукцион. А вдруг купят? Последний вариант - дать этой картине повисеть в доме какой-либо известной семьи, а потом добавить это в провенанс. То есть существует масса вариантов. Здорово, что Игорь Возяков решил пожертвовать своими миллионами, чтобы добиться некоторой честной ситуации на рынке искусства. 

Купить подписку
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски

Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера