Бывший посол США в России Майкл Макфол о возможном вводе российских войск в Украину: я шокирован, мне грустно

01/03/2014 - 22:46 (по МСК)

Совет Федерации разрешил вводить российские война в Крым. Президент Владимир Путин, который и обратился с соответствующей просьбой к сенаторам, пока не принял окончательное решение. На связи со студией ДОЖДЯ – бывший посол США в России Майкл Макфол.

Монгайт: Какова ваша реакция на события сегодняшнего дня?

Макфол: Грустно, очень грустно. Это первая реакция. Я не понимаю, зачем это нужно. Это кончится плохо для России, Украины, для наших отношений. Очевидно, что это большой шаг назад для отношений между нами.

Монгайт: Какой нам ждать реакции США?

Макфол: То же самое. Все говорят, что мы вернемся к холодной войне сейчас. СМИ вспоминают 56-й год в Венгрии, 68-й в Чехословакии. Вернемся ко времени, когда у нас не было никаких общих отношений.

Лобков: Сегодня сенаторы предложили отозвать российского посла Сергея Кисляка из США. Это было довольно благосклонно встречено руководителем Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Что обозначал бы этот шаг, если Россия на него пойдет?

Макфол: Не знаю. Это символический шаг, не очень важно, потому что сейчас решить этот вопрос, иметь контакты с Россией сейчас, только один человек важен сейчас – президент Путин, а послы в этой сфере не играют никаких ролей.

Монгайт: Как вы думаете, президент Обама уже попытался связаться с президентом Путиным?

Макфол: Я не в курсе. Я свободный человек сейчас. Я видел, что Керри звонил Лаврову, я не исключаю, что они попытались связаться с Путиным.

Лобков: Уже известно, что министры обороны России и США Сергей Шойгу и Чак Хэйгел обсудили ситуацию на Украине, но пока это сообщение телеканал CNN приводит без подробностей. О чем могут быть такие переговоры? О том, что операция будет ограничена по времени, по числу военнослужащих, по целям операции, по размаху? Можно ли на этой стадии договориться с мировым сообществом, прийти к компромиссу, поскольку понятно, что курок уже спущен? Насколько далеко и широко будет эта операция прострираться?

Макфол: Я не знаю, но из опыта, наверное, такой разговор сейчас есть. Пока наша самая главная цель, администрации Обамы и Запада в широком смысле, просто остановить возможность для конфликтов и продолжать искать демократический путь к новому легитимному правительству в Украину, включая Крым. Ни в коем случае нельзя допустить разделение этой страны. Надо иметь в виду очень противоречивую позицию Путина, потому что он все время говорит о самой важной норме в международных отношениях – суверенитете. Как можно тогда делать такие шаги?

Лобков: Теперь все ссылаются на пример Косово, что если в Косово это было возможно, почему это невозможно в Крыму.

Макфол: Ваш президент это не говорил. Он все время говорил, что то, что случилось в Косово, недопустимо. На английском мы говорим “Two wrongs don’t make a right”. Это ваша позиция, господин Путин, что нельзя это делать. Все-таки ситуация между Сербией и Косово была совсем другая. В свое время Милошевич убил много людей. Никаких акций против населения в Крыму не было. Поэтому причин для такой военной интервенции просто нет.

Монгайт: Не будет ли следующей реакцией США, например, бойкот Паралимпиады?

Макфол: Я не знаю. Возможно, хотя позиция Обамы была такая, что нельзя связывать спорт с политикой. Конечно, это возможно. Более серьезный разговор сейчас идет о саммите большой восьмерки, и вообще, если такой кризис продолжится, вряд ли лидеры восьмерки приедут в Сочи. В Вашингтоне идет дискуссия об экономических санкциях, довольно серьезный разговор.

Фото: РИА Новости / Руслан Кривобок

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски