«„Бук“ был перекинут из России и управляли им российские военнослужащие». Дмитрий Тымчук о том, кто мог сбить малайзийский «Боинг»

Здесь и сейчас
18 июля 2014
Поддержать программу
Поделиться
Ведущие:
Павел Лобков
Теги:
Авиация

Комментарии

Скрыть

На связи со студией «Дождя» координатор гражданской инициативы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук. Он поделился своим мнением о крушении «Боинга – 777».

 

Авиакомпания Malaysia Airlines сообщает о том, что на борту сбитого «Боинга» находились 298 человек: 154 пассажира из Нидерландов, 43 малайзийца, 27 австралийцев, национальность еще 41 человека не установлена. 

Компания сообщает, что на борту было трое детей, а не 80, как сообщалось ранее. Авиакомпания сообщает, что изменяет маршруты всех рейсов, чтобы облетать территорию Украины.

Сбитый самолет вчера летел над Донецкой областью по разрешению  Международной организации гражданской авиации и Международной ассоциации воздушного транспорта. Самолет даже не успел подать сигнал бедствия.

Лобков: Дмитрий, какими данными вы располагаете? С чьей стороны был нанесен удар ракетой, что это была за ракета? Насколько те переговоры с боевиками, где они вначале хвастаются тем, что они сбили самолет Ан-26 украинских военно-воздушных сил, позже это сменяется оторопью от того, что этот самолет оказался гражданским. Переговоры эти были опубликованы в интернете, это был перехват службой безопасности Украины. Насколько эти переговоры, как считаете, соответствуют действительности?

Тымчук: По нашим данным, украинские силовики не могли этого сделать по одной простой причине – в зоне АТО не работают средства ПВО украинских силовиков. Утверждения, что там были отмечены «Буки» украинских вооруженных сил, абсолютно не соответствуют действительности по одной простой причине – у боевиков нет авиации, поэтому для АТО средства ВТО по определению не нужны. Мы сообщали, что за фактически три часа до пуска ракеты и факта сбития самолета было зафиксировано перемещение колонны террористов в районе Снежного, район Тореза, в том числе в составе колонны перевозил на автотягаче  ЗРК «Бук».

Лобков: Если принять за данность те переговоры, которые были опубликованы вчера СБУ, что Ан-26 сбили, похвастались своим кураторам, согласно этим переговорам, затем выяснили, что самолет был гражданским, и это вызвало оторопь. Получается, что должен был быть один сбитый самолет или все-таки два сбитых самолета, и Ан-26 тоже был сбит? Или они приняли «Боинг» за Ан-26, те, кто сбивал самолет?

Тымчук: Абсолютно. Дело в том, что в том районе, где был сбит пассажирский авиалайнер, проходит коридор, по которому силы АТО с помощью военно-транспортной авиации перебрасывали медикаменты, оборудование, боеприпасы для тех наших подразделений, которые действуют в районе границы. Поэтому не возникает сомнений в том, что террористы как раз приняли за военно-транспортный самолет этот пассажирский самолет и были полностью уверены, что они сбивают украинский самолет.

Оттуда пошла радость, сразу их поддержали российские СМИ, пропагандистские, которые начали кричать о том, что ополченцы якобы сбили украинский самолет, и потом увидели дальнейшую реакцию. Как только выяснилось, что это не украинский самолет, сразу пошло резкое отрицание. И выдвигаются версии, вообще сумасшедшие, покушение на Путина, о том, что он должен был лететь и так далее.

Лобков: Вы в своем Фейсбуке писали о том, что есть двое летчиков, которые были сбиты, и эти летчики пилотировали именно Ан-26.

Тымчук: Так это было за два дня до этого случая.

Лобков: Это был другой Ан-26, тот Ан-26 был сбит. За два дня до катастрофы другой Ан-26 был сбит, правильно я понимаю?

Тымчук: Да, у нас был случай. Сейчас устанавливается, откуда был пуск ракеты.

Лобков: То есть хронология примерно такая – два дня назад сбивается некий Ан-26, который принадлежит ВВС антитеррористической операции, через два дня ополченцы докладывают о том, что они сбили еще один Ан-26, и второй Ан-26 оказывается «Боингом»?

Тымчук: Так точно. Дело в том, что первый Ан-26, когда они его сбили, сейчас они рассказывают о том, что у них нет таких средств, у них только ПЗРК, которые стреляют на высоту до 4 тысяч метров, и что они не могли сбить. Но перед этим за два дня до этого Ан-26, который был сбит, был сбит на высоте 6 тысяч 200 метров. То есть он был сбит не ПЗРК однозначно.

Лобков: А вообще происхождение этих «Буков» - оно известно, это «Буки» из захваченной части противовоздушной обороны Украины, которая находилась близ российской границы?

Тымчук: Сейчас эта версия большому сомнению подвергается. Сами террористы хвастались тем, что они захватили «Буки», и якобы один из них был введен в строй. Однако, по нашим данным, захваченная техника, которая находилась на территории нашей воинской части, захваченной боевиками донецкой области, эта техника не может сейчас использоваться по выполнению боевых задач. Поэтому основная версия, которая сейчас всплывает, что этот ПЗРК «Бук» был перекинут с территории России, как перекидывались танки и так далее. 

Лобков: А что нужно знать, что нужно иметь, как нужно тренироваться, чтобы управлять таким сложным оружием, как система «Бук»?

Тымчук: По нашим данным, уже с конца прошлой недели на территорию  Украины возвращаются так называемые «зеленые человечки», то есть российские военнослужащие, не наемники, как это было на протяжении последнего месяца, а штатные военнослужащие. Мы наблюдали их на Донбассе в конце марта и на протяжении всего апреля. Потом вместо них присылались наемники, которых вербовали через российские военкоматы на территории РФ. Однако в последнюю неделю начали поставляться уже экипажи вместе с техникой забрасываемой, вместе с ним и группы спецназа российского.

Основная часть террористических группировок, которые действуют на территории Луганской и Донецкой областей, это маргинес, то есть это криминалитет, наркоманы и так далее. Учитывая то, что они где-то, когда-то могли служить в армии, вызывает большие сомнения, что они обладают такими навыками…

Лобков: Дмитрий, но для того, чтобы обнаружить самолет, даже в условиях ясного неба, а сейчас ясно над всей европейской частью России и над Украиной, все равно недостаточно визуального контакта, необходима радиолокация. Для того, чтобы использовать тот локатор, который стоит на «Буке», нужно как минимум заканчивать военное училище, потому что «Бук» - это очень сложная система.

Тымчук: О чем и речь. Нужно иметь очень серьезные навыки обращения с этим вооружением. Дело в том, что украинская армия вообще в последние годы деградировала очень сильно, особенно во время правления Януковича, но и до этого уровень подготовки был очень низкий. У нас в ПВО растет целое поколение молодых офицеров, которые только теоретически умеют владеть схемами вооружений, поскольку у нас элементарно не выполняются планы боевой подготовки.

А тут мы видим, кстати, это касается не только вчерашнего случая, мы видим, как системами РСЗО, танковыми подразделениями управляют профессионалы, которые имеют высочайший уровень подготовки. У нас не вызывает сомнений, что это как раз российские военнослужащие, которые достаточно профессионально подготовлены.

Лобков: Можно ли реконструировать полет ракеты сейчас, скоро будут сутки с запуска этой ракеты? Какие нужны средства для этого, какие нужны данные для того, чтобы, может, со спутников или с наземных станций противоракетной обороны, чтобы восстановить полностью траекторию ракеты, с чьей территории она была выпущена? Вообще возможно ли это?

Тымчук: Американская сторона объявила о том, что зафиксировала с помощью спутниковой разведки пуск, засекла пуск ракеты земля-воздух. Мы ждем, что будут предоставлены более точные данные, точные доказательства, свидетельствующие о том, с какой точки был произведен пуск. К сожалению, Украина не обладает средствами космической разведки для того, чтобы предоставить такие данные.

Лобков: Сегодня мы видели фотографии, на которых сотрудники гражданской службы по чрезвычайным ситуациям Украины уже были на месте катастрофы. По вашим данным, возможно ли выполнение требований международного сообщества и организация там демилитаризованной зоны, в районе крушения, для того, чтобы эксперты всех заинтересованных сторон, в том числе голландской, малазийской, российской и украинской, как минимум, США как владельца самой крупной спутниковой системы разведки, могли бы приехать на место происшествия?

Тымчук: Украинская сторона выразила полную готовность, она сейчас заинтересована в том, чтобы на месте происшествия работала международная группа, которая восстановила все детали этой трагедии. В то же время со стороны боевиков, которые сейчас контролируют эту территорию, мы не слышали готовность предоставить возможность для такой работы, наоборот, они заявляют о том, что они будут проводить свое расследование, оперируя непонятной Генпрокуратурой ДНР. Какие у них там специалисты, можно только догадываться. Мы ожидаем, что боевики будут мешать в объективном расследовании.

Лобков: Последние сообщения, если до этого руководители ДНР говорили о том, что передадут черные ящики в Москву, то теперь Межгосударственный авиационный комитет, на который так рассчитывали они, заявил следующее: «Расследование катастрофы должно проводиться под руководством Международной организации гражданской авиации. В такой сложной ситуации необходимо создать под эгидой ICAO международную комиссию по расследованию катастрофы».

И это значит, что Москва, скорее всего, не будет обладать эксклюзивными правами на информацию, которая будет получена из черных ящиков. То есть в этом смысле можно сказать, что Россия также проявила определенную широту взглядов, также не хотела бы, чтобы потом ее обвиняли в том, что данные и результаты расследования, которые будут проведены, были бы подтасованы в ту или иную сторону.

Тымчук: Начиная от февраля месяца, мы пришли к неутешительному выводу, что в диалоге с российской властью можно контактировать только по факту. Вот свежая ситуация с нашей захваченной летчицей, Россия на весь мир объявляет, что пустит консула и так далее, а потом просто не пускает. Куча фактов, когда Кремль обещает одно, клянется и железобетонные гарантии дает, а на самом деле доказывает своей элементарной ложью. Что касается данного расследования, давайте по факту говорить. Мы абсолютно не уверены, что то, что сейчас заявляет Москва, будет соответствовать истине уже через пару часов.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.