Будущий президент предлагает повысить пенсионный возраст и транспортный налог

17/08/2011 - 22:26 (по МСК) Мария Макеева, Михаил Зыгарь

Правительственные эксперты признали нынешнюю социальную и экономическую политику государства несостоятельной. Она ведёт к люмпенизации населения, утверждают экономисты, которых само же правительство и попросило дать оценку его деятельности.

Самое большое опасение у авторов "Стратегии–2020" вызывает рост числа так называемых носителей субкультуры бедности. Их уже 5 млн человек, без учёта бомжей и нелегальных мигрантов. Из этих "новых бедных" формируется городское дно, которого до сих пор в России не было.

Рост числа бедных, однако, не помешал экспертам предложить правительству ряд экономических мер, которые могут ударить по финансовому положению пока более или менее успешных людей. Для решений одной из самых больших проблем в России – транспортной – эксперты предлагают отказаться от транспортного налога и ввести единый ежегодный сбор с автовладельцев. Его размер может достигать 50 тысяч в год, что гораздо выше транспортного налога.

Эти и другие выводы эксперты предоставили в докладе, который оказался в распоряжении газеты "Ведомости". С автором статьи – Евгенией Письменной – мы поговорили в нашей студии.

Макеева: Я так понимаю, этот доклад писали весьма уважаемые и серьезные люди, экономисты, сегодня все читали эту публикацию, это целый список авторов, поэтому тем удивительнее некоторые выводы.

Зыгарь: Многие из которых довольно близки к власти - Владимир Мау, Ярослав Кузьминов.

Письменная: Мало того, с правительственными экспертами, мы их так называем для простоты «правительственные эксперты», они собственно, в правительстве по большей части не работают, а работают в независимых научных центрах. Но в этой работе принимают активное участие и чиновники, и министры и, собственно, сейчас многие в отпусках, насколько я знаю, сидят и зачитываются этим докладом.

Зыгарь: Вы знаете, мы сегодня просто обзвонили всех авторов с настоятельным требованием, чтобы они приехали к нам. Все, кроме Кузьминова, в отпуске, Кузьминов не смог к нам приехать.

Макеева: Обещал завтра.

Зыгарь: Да? Я думаю, что мы его завтра допросим.

Письменная: Я думаю, вы с ним детально и поговорите, а мой вывод из всего этого, я уже давно слежу все это время за работой этих экспертов, за всякими разным промежуточными докладами, в том числе и за этим последним, хотя итоговый доклад мы получим уже только в конце года в декабре, и это еще только половина пути. Но на самом деле, я ознакомилась с этими 600 страницами и у меня вывод мой главный такой: они сказали то, что всем было все известно. Условно говоря, они сказали то, что мы все знаем. Бывают такие дни, в какой-то момент, когда ты говоришь какую-то истину, и вдруг она становится, и все начинают говорить «да, вот это так», но все же знают, что это так и было. Собственно, в какой-то момент кто-то должен сказать, что король-то голый. И социальная политика, сейчас это может быть так громко звучит и как будто бы действительно кажется сенсацией, а на самом деле просто социальная политика не просто тема, что как-то надо поддержать учителей, или еще кого-то, кого мы постоянно поддерживаем и как правило... Ведь в структуре бюджета социальная поддержка очень велика, но сами учителя, медицинские работники, они очень бедные при этом. То есть, это такой парадокс: мы, чем больше тратим, тем они беднее становятся. Я считаю, что это некая такая фиксация времени и это очень важно, потому что сейчас грядут выборы, а эти люди, которые получают социальную поддержку - это электорат, а у нас новый электоральный цикл.

Зыгарь: А зачем правительство заказало вот эту оценку этому уважаемому кругу экспертов? Потому что я думаю, о том, что король голый, как вы говорите, в правительстве, в общем, я думаю, догадываются.

Письменная: Догадываются.

Зыгарь: Зачем им еще один раз констатировать этот факт?

Письменная: Это, на самом деле, обычная такая практика. Если вы помните, в начале 2000 был ЦСР и Герман Оскарович Греф до того, как придти и стать министром, он проделывал похожую работу, формировал программу для нового президента на тот момент, для нового времени. Все понимали, что то время ушло и нужны новые предложения, новые парадигмы, что нельзя развиваться просто по инерции. То же самое было и в Советском Союзе, Брежневу тоже писали похожие программы.

Зыгарь: Сейчас эту функцию, примерно, насколько я понимаю, выполняет ИНСОР, Юргенс?

Письменная: Нет, я бы так не сказала. ИНСОР - это у Медведева.

Зыгарь: Для Медведева, да.

Письменная: Для Медведева. У них, конечно нет таких мощностей, это очень уважаемый институт, но тут, конечно, собраны все сливки интеллектуальные.

Зыгарь: Это программа для следующего президента, вы намекаете?

Письменная: Да. Мы не будем говорить, кто им будет, но то, что это для следующего президента, это очевидно. То есть, сейчас просто нет той политической воли, чтобы увеличить пенсионный возраст, повысить налоги. Если вы посмотрите, то все реформы трудные, непопулярные, и дорогие. И на это требуется политическая воля. Понятно, что у нынешнего президента, премьера и тандема, я не знаю, как это можно называть – они уже заняты другим.

Зыгарь: То есть, получается, что теперь участники тандема должны взять это исследование, прочитать, и посмотреть, что им предстоит сделать, тому из них, кто станет президентом следующим, предстоит, на какие непопулярные, страшные меры нужно пойти и взвесить все для себя и решить «о, нет, я этого делать не хочу». «И я тоже не хочу», скажет второй и тут-то и начнется.

Письменная: Потом, я думаю, что по поводу, почему такой эффект у этой публикации, я просто тоже думала, сегодня мне позвонило миллион человек тех, с кем я общалась, все хотели со мной это обсуждать. Я думаю, что в какой-то момент люди устают от этого. Мы устали, те, кто живут и чего-то достигают, и крутятся как белки в колесе, вот этот средний класс. Они просто уже устали сталкиваться с какой-то злостной средой, неудобной жизнью. Мы все ездим за границу, видим, как там устроено. Ведь это событие одного ряда, когда «Ведомости» публиковали просто ВЦИОМовские исследования о том, что большая часть людей хочет уехать из страны и не потому, что они ненавидят Россию, а потому что им не удобно жить, они не могут дать образование хорошее детям, потому что везде нужно давать взятки. Есть некая такая накопленная усталость, и любой новый президент он должен, он с этой усталостью столкнется и будет решать проблемы.

Макеева: И начнет непопулярные всякие реформы, после чего все, кто не уехал, точно уедет.

Письменная: Все эти реформы не начнутся, но уже очевидно, особенно в последнее время, это еще не легло в доклад этих экспертов, но мы видим, как лихорадит рынки, мы видим, что происходит с нефтью и, собственно, наше благополучие – нефть - она очень нестабильна, волатильна и что-то с ней там будет. Ну, не будет 10 долларов за баррель, я надеюсь.

Макеева: Как-то все-таки я, наверное, не понимаю, как рассуждают эти уважаемые эксперты, мне просто не хватает мозгов, но вы мне, наверное, сейчас объясните. «В России, - логично пишут они, - отсталые организации среды. Нужны города, удобные для жизни. Среда должна способствовать проявлению инициативы у людей, а не убивать ее. - Подписываюсь. - Страны будут конкурировать за людей больше, чем за природные или за финансовые ресурсы, - учат эксперты. - Сейчас Россия неосмотрительно растрачивает себя, будучи поставщиком идей и мозгов». Вот, под каждым словом подписалась, и дальше: вкатить автомобилистам по 50 тысяч рублей в год налога на плохие российские налоги. Вот отлично! И среда будет какая прекрасная сразу. Здорово! А почему же автомобилисты, несчастные должны за это платить? Вот нефть пока высокая, может быть как-то за счет этих средств, среду улучшить?

Зыгарь: Мы боремся за средний класс путем еще большего удушения среднего класса, получается.

Письменная: Я не буду подписываться под транспортной составляющей.

Макеева: Я не понимаю совершенно, логики. Они говорят о том, что люмпенизация населения. Просто все, у кого хватило денег на машину, должны в этот момент с машиной расстаться и, так сказать, присоединиться…

Письменная: Но, согласитесь, что у нас у всех почти есть машины, у многих людей, но совершенно нет дорог хороших, парковок, и инфраструктуры для этих машин. Собственно, нельзя просто покупать машины и не обустраивать. Я не защищаю. Я тоже не хочу платить 50 тысяч, но как показывает практика…

Макеева: 80.

Письменная: Но как показывает практика, мы, люди, которые платят все 100% налогов, все это и платим.

Михеев: Есть предложение.

Макеева: И в разговор вступает депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия».

Зыгарь: Сейчас, простите, мы должны вас представить. Мы не успели вас представить. Потому что у нас это выглядит как неожиданно появившийся за столом человек, включился в разговор. А это не просто человек, это Олег Михеев, один из главных ньюсмейкеров сегодняшнего дня, депутат Госдумы от «Справедливой России».

Макеева: Начальник федерального предвыборного штаба, более того.

Зыгарь: В общем, мы его звали по другой теме, но не можем, конечно, заставить вас молчать.

Михеев: Сегодня во всех городах висят баннеры, билборды, которые говорят о том, что партия «Единая Россия», их проект, один из социальных проектов - это миллионы и миллиарды рублей в дороги. Ну, раз «единороссов» сегодня цитируют, то как раз на членов «Единой России» нужно увеличить подоходный налог, увеличить налог на дороги и пусть они действительно, за свой счет, ремонтируют дороги, а не за бюджетные деньги и при этом приписывая всю славу себе. Поэтому хорошее предложение, включите его, пожалуйста, к себе.

Зыгарь: Это все-таки шутка.

Михеев: Какие шутки. Предвыборная кампания у них ведется, надо поверить им.

Зыгарь: Как вы думаете, текст этих предложений, этого анализа, разработанного правительственным, так называемыми правительственными экспертами, будет ли, во-первых, какая-то реакция от реальных чиновников, от членов правительства? И в какой момент мы услышим эти тезисы из уст членов правительства?

Письменная: Очень скоро. Реальная реакция обязательно будет, я уверена. Во-первых, поручение давал разработке сам Владимир Владимирович Путин. В конце августа у него будет совещание по этому поводу и с приглашением экспертов, чиновников.

Зыгарь: То есть не то, что это канет в Лету и все?

Письменная: Я знаю, что несколько министров детально читают, спорят, и готовы уже, знают многие, то есть это не просто как бы документ для красоты. Я уверена, что реализовано будет, дай бог, там, я не знаю, какая часть.

Макеева: Только та часть, где про 50 тысяч, я думаю, будет реализовано, а все остальное нет. На самом деле, на месте политика, я первое, что бы сделала, я бы сказала: «Вы что написали? Безобразие! Никогда этому не бывать!». А то народ просто на улицу выйдет.

Письменная: Потому что в тех же предложениях содержится, вернуть выборность губернаторов. То есть, такой шаг.

Зыгарь: Безобразие и никогда этому не бывать, скажет премьер-министр, по обоим пунктам, причем.

Письменная: Но, есть просто указания на те проблемы, которые в правительстве, о которых знают, просто сейчас они сами признаются, что они не решают ровно из-за того, что нет политической воли. Будут повышать пенсионный возраст, чтобы ни говорила «Единая Россия». Потому что уже все расчеты, и все дефициты, и все деньги, все на это указывает. И вот в этих докладах говорятся реальные просто вещи, которые происходят. Хватит ли сил и денег на реализацию, это вопрос не ко мне. Пригласите в студию Владимира Владимировича.

Зыгарь: О, да.

Михеев: Я хотел бы дополнить. Нужно дать возможность нашим мужикам дожить до пенсии, потому что то предложение, которое предлагает «Единая Россия», практически 90% сегодняшних мужчин не доживут до пенсии.

Зыгарь: Пенсионный возраст только для женщин.

Михеев: Да вы знаете, и женщинам не нужно.

Письменная: Мужики умирают, на самом деле, раньше. В общей статистике получается, столько лет, но они умирают, как правило, в младенческом или младшем возрасте, когда идут в армию. А те, которые доживают, они берут пенсию и потом работают вахтерами. Я знаю кучу мужчин, которые…

Михеев: Это вы говорите про офицеров в запасе и тех людей, которые находились в той среде.

Письменная: Их очень много, разных.

Михеев: Сегодня нужно учесть, что в любом случае, сегодня большинство мужчин не доживают до пенсии. И если поднять планку, то 90% просто-напросто не доживет до того дня. И у женщин свои проблемы.

Зыгарь: Простите, я должен призвать вас к порядку.

Макеева: У нас такая немножко Воронья слободка: часто звучат слова «мужчина» и «женщина», а о чем говорят, совершенно непонятно.

Михеев: Нужно и тех и других поддержать.
Также по теме
    Другие выпуски