«Болотное» дело: Михаила Косенко судят уже полгода, а ключевые свидетели все не идут

29/05/2013 - 21:27 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева
Через неделю в Москве начнётся судебный процесс сразу над 12 фигурантами «болотного» дела. Один, как вы помните, уже сидит, а ещё одного – Михаила Косенко – судят уже более полугода. Маргарита Журавлёва побывала на седьмом по счёту заседании суда над Косенко, 37-летним безработным, инвалидом второй группы с официальным диагнозом «вялотекущая шизофрения».

В Замоскворецком районном суде по месту совершения преступления рассматривают уголовные дела, связанные с событиями 6 мая 2012 года. Здесь в прошлом году в ноябре решили, что Максим Лузянин, который признал свою вину, раскаялся, оплатил нанесенный им ущерб, должен отправиться в колонию на 4,5 года. Тогда же в ноябре здесь начали рассматривать дело Михаила Косенко.

Косенко своей вины не признает, поэтому суд длится по всем правилам, должен изучить все обстоятельства. По иронии судьбы Косенко находился рядом с Лузяниным в тот день на площади – это следует из видео, но все, что можно из него понять – это то, что Косенко там находился. Как он пояснил сегодня, он никого не бил, а просто пытался оттащить одного из ОМОНовцев от демонстранта, которого пытались задержать. Косенко вменяется то, что он не меньше одного раза ударил ногой и не меньше одного раза рукой ОМОНовца. Заседания длятся с ноября, но материалов дела не так много, что требуется уже седьмой месяц.

Дело в том, что судья Москаленко назначает заседания не чаще, чем раз в месяц. На удивление, сегодня заседание было уже вторым за май, но мы снова не увидели тех самых ОМОНовцев, которые могли бы подтвердить, что Косенко действительно кого-то ударил.

Валерий Шухардин, адвокат Михаила Косенко: Ситуация весьма парадоксальна, поскольку потерпевшие и свидетели являются сотрудниками полиции, и вызвать этих сотрудников полиции не представляет ничего сложного для суда. Такое отношение к вызову потерпевших и свидетелей больше наталкивает на то, что они не очень желают их вызывать на судебное заседание. /Журавлева: Может случиться так, что приговор Михаилу Косенко будет вынесен без допроса свидетелей и потерпевших?/ Законом такое не предусмотрено, тем более, у нас закон предусматривает только в том случае, если есть исключительные обстоятельства, препятствующие этим лицам явиться на судебное заседание, такие как смерть и чрезвычайные ситуации как землетрясение.

С момента ареста в июле прошлого года Косенко находится в СИЗО, при этом ему это время не смогут зачесть. Обычно, если человека приговаривают, например, к 8 годам лишения свободы, а год он уже провел в СИЗО, ожидая суда, то в колонию он едет на 7 лет – не больше. Но Михаил Косенко в колонию не поедет, потому что он признал невменяемым, его в случае признания виновным ждет принудительное лечение. При этом еще один плюс, который есть у тех, кто находится в СИЗО, - это видеться с родственниками.

Журавлева: Сколько вы уже не виделись с братом, не смогли встретиться с ним в СИЗО?

Ксения Косенко, сестра Михаила Косенко: С ноября, как только начался судебный процесс.

Журавлева: Чем-то это объясняется?

Ксения Косенко, сестра Михаила Косенко: Ничего не объясняется. Только одной фразой судьи, что «до приговора я свидания не дам». Но это право судьи, она действительно может давать свидание, может не давать.

Сегодня на заседании по делу Михаила Косенко – уже седьмом по счету – снова читали материалы дела: это был протокол обыска его квартиры, описание каких-то файлов из его компьютера. Следующие заседания назначены на 24 и 26 июня. Может быть, тогда мы наконец увидим тех людей, со слов которых ему предъявляется обвинение. 
Другие выпуски