Болгарского патриарха выбрали под крики протестующих

24/02/2013 - 16:47 (по МСК) Ольга Шакина

В Софию на собор приехало 90 делегатов из 15 епархий Болгарской православной церкви внутри страны и двух зарубежных. Выбирать нового предстоятеля им пришлось из-за кончины Святейшего Патриарха болгарского Максима.

Он умер еще в ноябре, и все это время церковь готовилась к новым выборам, надо сказать непросто.  Среди претендентов – три кандидата митрополит Старозагорский Галактион, митрополит Русенский Неофит, митрополит Ловечский Гавриил . Во втором туре митрополит Галактион не набрал необходимого числа голосов, митрополит Русенский Неофит родился в 1945 году, он окончил Черепишскую духовную семинарию, Софийскую и Московскую духовные академии, преподавал восточно-церковное пение и богослужебную практику, был секретарем Священного синода, почетный доктор Софийского университета. Митрополит Ловечский Гавриил на пять лет моложе, вырос в Чехословакии, также окончил духовные академии Софийскую и Московскую. До этого он получил инженерное образование.  Когда церковнослужители обработают все бюллетени, нового патриарха возведут на патриарший трон, а клир и миряне должны громко произнести – «Достоин».

А совсем неподалеку проходят протесты против того, чтобы в отставку ушел целый кабинет министров. Протестующие поддерживают правительство Бойко Борисова. Для того, чтобы узнать, как проходят протесты, что именно происходит в Софии, мы спросим у Росицы Рачевой, жительницы Софии.

Шакина: Протестующие замечают, что у них в 5 минутах ходьбы патриарха выбирают?

Рачева: Патриарха уже выбрали – это Неофит, все верующие довольны этим выбором, потому что он – духовное дитя бывшего усопшего болгарского патриарха Максима, можно надеяться на очень хорошее развитие болгарской церкви, на единение верующих и на то.

Шакина: Что-то отличает нового патриарха от предыдущего?

Рачева: Может быть, нельзя сравнивать с усопшим патриархом. Он никого не шокировал ни дорогими часами, ни дорогими машинами. Люди в его епархии очень его любят и считают чуть ли не святым.

Шакина: То есть он такой бессеребренник?

Рачева: Да, будем надеяться.

Шакина: Это не может для священника не быть приятной чертой, тем более для главного священника в стране. Что касается протестов, что там происходит?

Рачева: У вас немного неверная информация, потому что это не протесты из-за ушедшего правительства, а скорее против всей политической элиты. Сегодня был объявлен национальный протест, он проходит во всех больших городах страны. В Болгарии живет в два раза меньше людей, чем в Москве. Для нас эти тысячи людей, которые вышли на улицы – это очень большое количество. Протест начался две недели тому назад, он привел к тому, что свергли правительство, но уход правительства не решает проблему, и люди продолжают протестовать. Протест начался с социальных требований – понижение цен коммунальных услуг, протест быстро развивается и самоогранизуется. Он перешел от социальных к экономическим требованиям, они обоснованы. Идет речь о смене социальной системы, потому что люди понимают, что дело не в ценах, а в системе. Надо менять политическое представительство. К сожалению, единственный социальный институт, который пока еще работает, - это президент. Наш президент – единственный из политиков, который имел смелость выйти к протестующим, похвалил их за их гражданское поведение и заявил, что ждет их с понедельника на переговоры, где они смогут выложить свои требования.

Шакина: Какие конкретно требования у протестующих?

Рачева: Начиная с улучшения и понижения цен на коммунальные услуги, протест против монополий, включая монополии в медиа, заканчивая требованиями новой конституции. Самое главное – люди хотят гражданского контроля и участия в принятии решений, которые касаются их жизни.

Шакина: То есть кабинетом Бойко Борисова были недовольны, и кабинет министров ушел именно из-за требований протестующих?

Рачева: Да. Нельзя говорить, что все были недовольны, потому что, может быть, 20% людей в Болгарии все еще хотели, чтобы правительством руководил Бойко Борисов.

Шакина: А чем эти 80% были прежде всего недовольны?

Рачева: Практически всем. Если посмотреть на последние 3-4 года развития Болгарии, кроме макроэкономической стабильности ничего другого не происходило. Проблемы, которые сейчас люди хотят, чтобы были решены, не родились вчера, они родились за последние 10-12 лет.

Также по теме
    Другие выпуски