Биеннале по-Киевски: "Путин", "Бесславные ублюдки" и мучения через призму оптимизма

25/05/2012 - 22:36 (по МСК) Татьяна Арно, Дмитрий Казнин
В Киеве открылась первая биеннале современного искусства, которую назвали Арсенале – потому что ее главный проект – как и в Венеции – располагается в здании оружейного арсенала.
Сейчас политический имидж Украины сильно подпорчен делом против Юлии Тимошенко – власти Евросоюза то и дело угрожают Киеву санкциями. Поэтому биеннале стала еще и важным имиджевым проектом – традиционно любовь к актуальному искусству говорит о модернизации страны и общества больше, чем состав ее правительства. Анна Монгайт – оценила эту попытку.

Монгайт: Первое, что увидят зрители на «Арсенале» – это золотой лотос на фоне Киево-Печерской Лавры. Церковь и современное искусство прекрасно уживаются на Украине. Еще несколько дней назад лотос стоял на Майдане Незалежності. Все мягкое и золотое очень любят в Киеве. Еще в 2008 году лотос стоял на главном стадионе Пекинской Олимпиады. Так и звучал заказ организаторов «Арсенале»: привозить им только то современное искусство, которое уже где-нибудь видели и кому-нибудь нравилось.

Вот премьер-министр Азаров быстро бежит по «Арсеналу», 20 тысяч метров современного искусства выдержит не каждый. Президент Янукович оценил свои силы и не пришел. Зато он дал 2 с половиной миллиона евро, - на порядок больше, чем российское государство выделяет Московской биеннале.

Выставка открывается надувными мумиями кумиров:12 штук. Действующих политиков среди них нет, в будущее возьмут не всех. Греческий иконописец Стеллиос Файтакис определил туда батьку Махно, который как святой Георгий скачет на фоне дымящихся реакторов Чернобыльской АЭС. Свою фреску Файтакис писал месяц, как год назад на Венецианской биеннале один расписывал национальный павильон. Английскому куратору Дэвиду Эллиоту удалось заманить на Украину действительно мировых звезд.

Что он им посулил? Деньги? Славу в нижнем правом углу Восточной Европы? Вряд ли они приехали на футбол.

Эллиот: Я хорошо знал этих людей и убедил их захватить новую территорию, убедил их, что это будет для них полезно.

Монгайт: Лучшие времена, худшие времена - Возрождение, Апокалипсис – тема биеннале, придуманная Эллиотом, неожиданно подошла и украинцам, у которых Возрождение, и иностранцам, у которых Апокалипсис. Бронзовые ядерные грибы с головами тотемных животных прислал невыездной Ай Вейвей, полную комнату «Бесславных ублюдков» – братья Чепмены.

Демоны лезут из всех щелей: китайцы пытают прекрасных дам на холсте, украинцы на фарфоровых тарелочках. Эллиот за 8 месяцев работы на Украине уловил главное: здесь любые мучения и мучители рассматриваются через призму оптимизма и избыточного жизнелюбия.

Бездна, разделяющая Россию и Украину на «Арсенале» особенно заметна. Возможна ли сегодня в Москве выставка, где организуют вот такую аллею славы киргизского художника Ахметова, где рядом с Медведевым и Путиным будет Саддам Хусейн, Адольф Гитлер, или, например, Пол Пот.

К общему прошлому отсылает и пронзительная работа китайского художника Сонга Донга. На первый взгляд, коллекция ненужных вещей. На самом деле – история любви.

Донг: Моя мама всю жизнь собирала для меня мыло, в годы ее молодости мыло было по талонам, ведь наша жизнь была очень тяжелой. Она думала: Может быть, когда мой мальчик подрастет, мыло совсем закончится.

Когда я женился, мама преподнесла его мне, но оно превратилось в камень и им нельзя было пользоваться. Тогда я не понимал, что мыло – это любовь. Любовь моей матери.

Монгайт: «Арсенале» предусмотрительно продлится до конца июля. Именно здесь усталые, но довольные футбольные фанаты смогут забыться после чемпионата мира. Пока в России гнобили современное искусство, Украина окончательно встала с колен.  

Также по теме
    Другие выпуски