Биеннале переписывает миры

22/09/2011 - 22:35 (по МСК) Михаил Фишман, Ольга Писпанен
Завтра в Москве официально откроется Четвертая Московская биеннале современного искусства. Международный арт-форум проходит под лозунгом "Переписывая миры". Там уже побывала наш обозреватель Анна Монгайт.

Монгайт: Попасть на вернисаж четвертой биеннале современного искусства в ЦУМ можно только через один лифт, поэтому давка такая, какой в центральном универмаге не видали даже в дни 50% sale. Почему же главной площадкой биеннале стал центральный универмаг? Всего лишь потому, что ее комиссар, комиссар биеннале Иосиф Бакштейн, когда-то собирал коллекцию современного искусства для владельца компании Mercury, собственно ЦУМа, господина Фридленда. В этом году тема биеннале, как всегда, абстрактная - «Переписывая миры».

Вайбель: Очень многое меняется в мире, появляются демократические направления в Африке, и мы видим то, как зеркально сегодня искусство отображает общество, а общество - искусство. И в этой зеркальности есть также и переписывание.

Монгайт: В ЦУМе показаны работы 10 художников. А на другой, важной для биеннале площадке, на бывшем заводе «Метроном», а ныне центра современного искусства Artplay, аж 70. Не забудьте побывать именно там. В ЦУМе создано ощущение такой странное для этого места ощущение урбанистического ужаса - собаки с привязанными к ним бомбами, клерки, которые следят за каждым вашим шагом и помнят о ваших долгах, террористы-смертники, спутники-шпионы, и, в том числе, имитация доброжелательного пугала ЭФ, которая тоже обязательно вас видит. Петер Вайбель, куратор биеннале, известный искусствовед - большой любитель технологий в виде инсталляций, интерактивных проектов. Он сам нам рассказал, как собрал вокруг московской выставки столько разных интернациональных художников.

Вайбель: У меня достаточно много контактов во всем мире, и есть номера телефонов, наверное, практически всех тех, кто сегодня населяет мир искусства. Поэтому я позвонил ему, мы обсудили, и он был очень рад, что такая выставка будет в Москве.

Монгайт: Четвертая московская биеннале - это не только главный проект, это еще большая параллельная программа. Например, в субботу открывается фестиваль под названием «Медиа-удар». Фестиваль политических художников, политических активистов, доказывающих, что не только война существует в мире, не только арт- группа «Война», их всех не пересажаешь. А в воскресенье в Южном Бутово открывается выставка «Спальный район». Несколько месяцев назад туда съехались самые успешные московские современные художники и построили там фантомный дом художника - именно там, на самой московской окраине. Не забудьте съездить в Южное Бутово. А, собственно, Иосифа Бакштейна, комиссара московской биеннале мы спросили, какой проект, какая выставка, или какое произведение нравится ему больше всего.

Бакштейн: Клер Ванден, на котором изображены силуэты стран Евросоюза, которые находятся в части кризиса: Испания, Италия, Португалия и так далее. Она сделана из спичек и планируется, что после окончания биеннале работа будет сожжена, это входит в планы художника. Поэтому она сделана из спичек. Работа вдвоем, так что спор продолжается.  

Также по теме
    Другие выпуски