Джоди Бибер: когда работаешь, не думаешь о наградах

Здесь и сейчас
9 июня 2011
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть

Сегодня на Красном октябре состоялась презентация выставки World Press Photo - 2011. Завтра её откроют для всех желающих. Финал конкурса прошел в феврале в Амстердаме. За 2 недели конкурса члены жюри осмотрели более 100 тыс. снимков, которые прислали почти 6 тыс. фотографов со всего мира.

Первый приз конкурса получила работа фотографа из Южной Африки Джоди Бибер. Это ей принадлежит снимок 18-летней афганской девушки Аиши, которую изуродовали талибы.

О фотографии говорим с Джоди Бибер.

Макеева: Вы в первый раз в Москве?

Бибер: Да, я в первый раз в Москве.

Фишман: Хочется снимать здесь?

Бибер: Да, но только в течение тех трех дней, что я здесь, я бы, конечно, хотела вернуться. Просто когда я хожу по улицам, я чувствую, что город очень разнообразен, что очень разнообразные люди, что существует очень различная архитектура. Но я думаю, что могут быть и некоторые сходства между Россией и Южной Африкой.

Фишман: Вообще я немножко посмотрел ваши снимки, то, что вас интересует. В основном, вы снимаете таких людей, я бы назвал их не самыми счастливыми, будь то Южная Африка, будь то Пакистан, будь то даже Америка или другие места. Что вы ищите?

Бибер: На самом деле, я бы не сказала, что я ищу несчастья. Отнюдь. Просто если вы задумаетесь о том, откуда я родом, а это Южная Африка, и начала свою карьеру я там в сентябре 1993 году, что пришлось как раз на год, предшествующий демократическим выборам в 1994 году. И это объяснит, наверное, мой взгляд. Дело в том, что фотография в нашей стране использовалась очень активно для борьбы с апартеидом, и в частности, она использовалась для того, чтобы заявить и поговорить о тех вещах в стране, которые нужно изменить. И это в гораздо большей степени относится к тому, как я фотографирую.

Макеева: Снимок-победитель, можем сейчас его посмотреть.

Фишман: Вы, разумеется, узнаете эту фотографию сразу, когда вы ее увидите.

Макеева: Может быть, не все наши зрители знают, может, наши гости пару слов буквально расскажут, когда именно, при каких обстоятельствах он был сделан. Кто эта девушка, как вы с ней познакомились?

Бибер: Девушка, которая на этой фотографии, это девушка по имени Биби Аиша. Я получила задание от журнала The Time, меня попросили сфотографировать 17 различных женщин в Афганистане. Это были женщины-политики, режиссеры-документалисты, это были очень различные женщины. В частности, были среди них и женщины из афганского убежища для женщин. Я встретила там Биби Аишу. Когда ей было 12 или 14 лет, ее отдала ее семья. Дело в том, что происходили некие уголовные действия, в результате которых она была выдана как компенсация своему мужу будущему и своим свекрам. Она подвергалась насилию, она убежала, и соседи сообщили об этом в полицию. В Афганистане сажают в тюрьму, если женщина убегает от мужа. Она была в тюрьме, была амнистирована, ее вернули в ее деревню. Было принято решение присяжными в этой деревне научить ее и показать другим девушкам на ее примере, что нельзя устраивать такой побег от мужа, от его семьи. И ей отрезали уши и нос и оставили погибать. Ее нашли солдаты, отвезли в кабул, и она выжила. Сейчас она находится в Нью-Йорке.

Макеева: Какова ее дальнейшая судьба? Что она делает в Нью-Йорке?

Бибер: Я очень тесно общаюсь с организацией, которая о ней заботится. Она сейчас учит английский, очевидно, она очень любит Интернет и она старается в Google все время найти истории о себе. Я на самом деле, конечно, хочу, чтобы она выучила английский, чтобы она нашла что-то, что ей понравится делать в Нью-Йорке или что-то, что принесет ей пользу. Может быть, она тогда могла бы остаться в Нью-Йорке.

Фишман: Вы считаете, что фотография должна преследовать какую-то цель, она должна не только отражать реальность, но и выполнять какую-то миссию. Это так или нет?

Бибер: Я верю в то, что фотография – это очень сильное средство выражения. На самом деле, именно в этой ситуации я по-настоящему поняла, что безотносительно того, какой свет при этом выливается на историю – положительный или негативный – люди смотрят на фотографию, они узнают эту историю, им становится интересна фотография. Я думаю, что в России очень многим эта фотография не понравилась, и они ее не оценили. Для меня это, тем не менее, очень положительный факт, потому что эту фотографию россияне заметили.

Фишман: Что вы хотите сфотографировать, но пока у вас не получилось?

Бибер: Как фотограф я работаю с сентября 1993 года, я видела, наверное, самые лучшие и самые худшие стороны жизни. Я не уверена в том, что я что-то уже пропустила.

Макеева: Вы становились лауреатом World Press Photo 8 раз. Вы сейчас, когда делаете фотоработы, вы думаете о том, заслужит ли эта фотография приз? Это сложно – один раз выиграть конкурс, но удержать первое место сложно – нет?

Бибер: Я уверена, что вы, как журналисты, работали, что называется в поле. Когда вы это делаете, вы просто работаете, вы делаете все, что вы можете, наилучшим образом, в самых трудных ситуациях вы работаете с самыми настоящими людьми. Я думаю, что это не была такая традиционная фотография, которую хотел бы получить журнал The Time. Может быть, ее хотели бы видеть в несколько более уязвимом виде. Когда я снимала эту фотографию, я позвонила журналистам и сказала: «Мне кажется, у меня ничего не получилось, я провалила задание». На самом деле, когда работаешь, не думаешь о наградах. Это уже такая вишенка, которая украшает пирог.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.