«Без причины меня называют „Доктор экстази“. Я изобрел MDMA». Умер Саша Шульгин

03/06/2014 - 23:56 (по МСК) Мария Макеева, Тихон Дзядко

В США за несколько дней до 89-го дня рождения – скончался выдающийся химик и фармаколог Александр «Саша» Шульгин, имя которого, несмотря на его очевидные русские корни, в нашей стране никому ничего не скажет, а вот по всему остальному миру известно очень хорошо. 

Этот бесстрашный и даже чрезмерно бесстрашный ученый направил весь свой дарованный богом талант в довольно тёмную сферу —  разработку и синтез психоделических наркотиков. Собственно, в мире его знают, как «крестного отца экстази», дискотечного наркотика 80-х и 90-х. Шульгин изобрел несколько сотен видов наркотиков, которые тестировал на себе, своих друзьях, а также на своей жене Энн, которая и сообщила сегодня о его смерти, в собственном доме, в возрасте 88 лет, в окружении семьи, сиделок и медитативной буддистской музыки.

Строго говоря, Александр Шульгин не изобретал экстази, на что и сам беспрестанно указывал. И даже МДМА он не изобретал – это открытие принадлежит фармацевтической компании «Мерк», и сделано оно было в 1912 году в попытке произвести препарат для свёртывания крови. А Шульгин в 76-м году создал новый и более простой синтез этого средства, вызывающего удивительную активность мозга, в результате чего означенное средство быстро распространилась сначала в ночных клубах Далласа, затем попало на балеарский остров Ибица, который тогда уже был центром ночной жизни, и оттуда в течении 80-х распространился по всей планете.

Александр Шульгин родился в 1925 году в Беркли, штат Калифорния, его отец был эмигрантом из России, бежавшим в Америку после революции, мать – американкой. Оба они были учеными. Шульгин начал изучать органическую химию в Гарварде, но бросил университет и в возрасте 19  лет пошел служить на флот. Доучивался после службы в Беркли, где защитил докторскую диссертацию, работая поначалу над синтезом пестицидов. Как и многие интеллектуалы 50-х – по обе стороны Атлантики, исключая Советский Союз – он принимал галлюциноген мескалин, производящийся из кактуса, растущего в Центральной и Латинской Америке, где его применяют в традиционной медицине и шаманских обрядах. Это привычка предопределила дальнейший путь развития его карьеры.

Шульгин много сотрудничал с правительством, помогая отделам по борьбе с наркотиками в вопросах экспертизы, но при этом сам синтезировал наркотики, провозглашая право человека на расширение сознания и опыты со своим организмом. В лаборатории работал всегда под музыку – предпочитая Прокофьева, Шостаковича и Рахманинова. Очень расстраивался из-за того, что его открытия вели к смерти одних людей – от передозировки – и к нелегальному обогащению других – торговцев наркотиками. Сам он всю жизнь был небогат и испытывал сложности с оплатой лечения рака печени, которым страдал последние годы.

Другие выпуски