Бензин подорожает до 40 рублей? Если да – автомобилисты пересядут на автобусы

28/09/2013 - 01:02 (по МСК) Михаил Зыгарь, Лика Кремер
Бензин приблизится к 40 руб за литр. И это, видимо, не предел. В следующем году цена на топливо в России вырастет на 15% – так утверждает президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов. И все из‑за налогового маневра, который запланировало правительство.

В правительстве говорят, что ничего страшного не случится – максимум бензин подорожает на 2‑3 рубля, но сами нефтяники в такие прогнозы не верят.

Если верить недавним исследованиям, цена бензина в 40 рублей на литр заставит пересесть на общественный транспорт каждого четвертого автомобилиста. Ну и для сравнения, средняя цена на бензин в Европе – один евро 20 центов, это 50 рублей. 40 рублей – стоит бензин в Канаде. А в нефтедобывающих странах – считанные центы, в Венесуэле – 2, в Иране – 9, в Саудовской Аравии – 15.

Подорожание топлива мы обсудили с Сергеем Цукасовым, директором Русского топливного агентства.

Зыгарь:  Насколько реальна перспектива 40 рублей за литр?

Цукасов:  Вы предлагаете мне сейчас прогнозировать? Я бы не взялся.

Зыгарь:  Верите или не верите?

Цукасов:  Чисто интуитивно, мне кажется, для того чтобы цена достигла 40 рублей должно совпасть несколько факторов. Например, рост цен на нефть должен продолжиться, в первую очередь. Во-вторых, должен быть существенный пик сезона, который мы каждый раз наблюдаем в июле-августе – отток продукта за рубеж, чтобы оголился внутренний рынок и повысились потребности и, соответственно, чтобы цена пошла за ними вслед. В-третьих, я думаю, что правительство должно не среагировать, как оно в последнее время реагирует, и не заключать каких-то соглашений с нефтяными компаниями для фиксации цен и т.д. Если представить себе, что ситуация с экономическими показателями, такими как курс доллара и цена нефти, останется такой же, то прогноз правительства окажется достаточно справедливым. То есть в пределах инфляции, максимум, как Минфин запланировал – 10% роста.

Кремер:  Это когда может произойти? Это может произойти через год?

Цукасов:  Да, конечно, какой-то новый уровень ценообразования мы можем увидеть в январе-феврале, когда схлынут новогодние праздники и рынок начнет отыгрывать то повышение акцизов, которое запланировано на 2014 год, и ту налоговую политику, которую Минфин назвал «налоговым маневром», которая заработает с начала года.

Кремер:  Что такое «налоговый маневр»? Если можно, совсем просто.

Цукасов:  Налоговый маневр – так назвал Минфин перераспределение налоговой нагрузки, когда изменяется в сторону увеличения налог на добычу полезных ископаемых, и в то же время, в качестве некой компенсации, снижается экспортная пошлина на вывоз нефти и нефтепродуктов.

Кремер:  То есть сбалансированная компенсация, а цены на бензин все равно вырастут?

Цукасов:  Фактически, это переложение налоговой нагрузки на те компании, на тот сектор рынка, который не занимается экспортом. Они не смогут компенсировать свои потери, которые будут закладывать в цену от экспорта, таким образом цена на внутреннем рынке, ее рост заложен вот этими вот налоговыми маневрами.

Зыгарь:  То есть получается что, простите, но если анализировать налоговый маневр с точки зрения социалиста, то получается, что это просто перекладывание всех тягот на плечи обычных потребителей, при этом компании, которые зарабатывают миллиарды на экспорте нефти, «Лукойл», «Роснефть», они абсолютно не почувствуют никаких перемен?

Цукасов:  Смотрите, правительство само прогнозирует максимальный рост на 10%. В него оно закладывает изменения в налоговой политике, плюс повышение акцизов, которое пересматривает раз в год, а в прошлом и позапрошлом году даже раз в полгода. Правительству надо наполнять бюджет, поэтому все эти изменения вводятся. Конечно, нефтяные компании закладывают это в цену. И НДПИ повышает будущую цену потенциально и акцизы, которые повышаются. Соответственно, в условиях, когда нет рыночной серьезной конкуренции у нас на внутреннем рынке, то компании просто закладывают это в цену и в конечном счете это отражается на потребителе. Особенно это характерно в сезон пик-потребления, когда цена неуклонно растет и потребитель начинает ворчать в июле-августе, когда она повышается. В зимние месяцы компании снимают серьезные прибыли, когда снижается цена в опте, а цена в рознице остается или чуть-чуть начинает снижаться. Но в летние месяцы они зачастую, например компании, максимально держат и тем самым идут на небольшие убытки.  Как будет в этом году? Можно предположить, что примерно также.

Зыгарь:  Раз мы начали использовать вас как пророка, тогда последний смелый вопрос. Верите ли вы, что каждый четвертый автомобилист, если бензин будет стоить 40 рублей, откажется от пользования автомобилем? Так они отвечают на вопросы социологов.

Цукасов:  Зависит от того, сколько эти люди будут получать. Если в результате инфляции такая цена станет, грубо говоря, инфляционные процессы затронут бюджетное финансирование и зарплату. Если все останется прежним, а цена вырастет, наверное какой-то протест можно ждать. 

Другие выпуски