Белый дом и Госдеп непреклонны. Суд в Америке будет ждать Сноудена всю жизнь

12/07/2013 - 23:11 (по МСК) Михаил Зыгарь, Мария Макеева
Официальная реакция Вашингтона на новый поворот в истории Эдварда Сноудена должна была последовать в несколько минут назад, когда только начинался итоговый выпуск новостей на ДОЖДЕ – Брифинг Белого дома должен был начаться около девяти вечера по Москве, а брифинг Госдепа – несколькими минутами позднее.

На связи с московской студией ДОЖДЯ обозреватель медиакомпании VOA, Наталья Мозговая.

Мозговая: Брифинг Белого дома уже начался. Пресс-секретарь Джей Карни не сказал еще ничего из ряда вон выходящего. Он сказал, что наша позиция остается неизменной, что мы все это время требовали изгнания Сноудена из России с тем, чтобы он мог предстать перед судом в США, но при этом он немного подколол Москву, заметив, что все время в администрации говорили, что мы нейтральны в истории со Сноуденом, а судя по последней историей развития событий не кажется, что Москва нейтральна в этой ситуации. При этом позиция США все это время была достаточно простой и последовательной. Они отказывались обсуждать его просьбы о предоставлении политического убежища в той или иной стране, говорили, что не обсуждают его решение, куда он собирается ехать, когда и т.д., то есть наша позиция, которую мы обсуждаем со всеми странами – как теми, которые могут ему дать политическое убежище, так и теми, которые могут стать временной точкой его маршурта – он обвиняется в серьезном преступлении, он должен быть возвращен домой, чтобы предстать перед судом. Тут категорически отвергают то, на что он так жалуется в последние недели, что его сделали бездомным, ему отменили паспорт. В Америки говорят, что мы отменили ему паспорт как любому человеку, который совершил серьезное преступление, и мы его ждем с распростертыми объятиями, чтобы он предстал перед судом. То, что он обещал не вредить больше США, не сливать дополнительную информацию, в Америке американскую администрацию совершенно не устраивает, потому что по их мнению он уже нанес вред государственной безопасности, и на данный момент они обеспокоены вопросом, был ли у него доступ, например, к китайским файлам, успел ли он слить что-то Китаю.

Надо заметить, что во всем, что касается отношений России и США, американская администрация четко дала понять, что они не хотят, чтобы эта история, несмотря на всю ее скандальность, портила отношения между двумя странами. Тут и без Сноудена поводов хватает. После достаточно резкого заявления по поводу Гонконга, который отпустил его в Москву, по поводу Москвы говорили, что мы согласны с президентом России, что это не должно портить отношения, тут готовятся к Саммиту в Санкт-Петербурге. Даже вчерашнее заявление по поводу вердикта Магнитского было достаточно мягким. Тут выразили разочарование, а не возмущение, в отличие от некоторых конгрессменов, где чувствуют больше свободы и гибкости. Но я думаю, что с делом Сноудена, если он все-таки получит политическое убежище в Москве, с вердиктом Навального, с Магнитским после сентября в Вашингтоне очень активно начнут пересматривать, стоит ли игра свеч, т.е. стоит ли вообще так выкладываться. Вторая администрация Обамы очень серьезно политически вложилась в развитие отношений с Россией, и если Москва не отреагирует на эту руку дружбы и не проявит более активного сотрудничества, с сентября начнется опять серьезный откат и похолодание в отношениях.

Другие выпуски