Белорусской оппозиции разрешили массовое бездействие

05/10/2011 - 17:53 (по МСК) Анастасия Изюмская
В обстановке секретности белорусский парламент ужесточил наказание за молчаливые акции протеста. Вошла ли туда норма, которую несколько месяцев назад предлагало белорусское МВД, - наказание за организованное бездействие, узнали у Светланы Калинкиной, шеф-редактора газеты "Народная воля".

Изюмская: Скажите, пожалуйста, та норма, которую несколько месяцев назад предлагало внести в закон «Об уличных акциях» белорусское МВД, вошла ли она? За бездействие публичное будут теперь наказывать?

Калинкина: Нет, все-таки это норма, с которой смеялся весь интернет и русский, и белорусский и всякий другой, она все-таки не вошла в закон, потому что депутаты не поняли, что имеется в виду, и как вообще расценивать просто прогулку и массовое бездействие, как их различать между собой. Министерство внутренних дел не смогло толком объяснить, поэтому все-таки эту норму не включили.

Изюмская: А в чем тогда заключается ужесточение?

Калинкина: Ужесточение заключается в том, что, например, если ты хлопаешь - это уже действие, на которое надо брать разрешение. И раньше акции не знали, как классифицировать, акции, которые организовывались через интернет. Сейчас все-таки на них тоже надо будет разрешение брать. На flashmob-ы надо будет брать разрешение, раньше они белорусским законом не оговаривались. То есть, ужесточение в этом, но просто действие, просто молчаливые акции все-таки формально в закон не попали. Хотя в Белоруссии такая законоприменительная практика, что я не думаю, что это остановит милицию или спецназ, если понадобится разогнать эту акцию.

Изюмская: А с чем связана была та повышенная секретность, что заседание проходило в закрытом режиме, журналистов не пригласили?

Калинкина: Большой интерес был достаточно к этому проекту закона и журналисты, конечно, ждали, следили и хотели задать вопросы представителям Министерства внутренних дел, которые придумали такую глупость, видимо с этим. Чтобы просто не было лишних вопросов, чтобы это прошло достаточно тихо. И говорят, что там и депутаты много смеялись по поводу придуманной нормы «о наказании за бездействие». Видимо, чтобы глупость совсем не вышла на страницы газет, поэтому провели в тайном режиме голосование.

Изюмская: Как белорусская оппозиция встретила эти изменения, и вообще как в Белоруссии реагирует интернет, что говорит?

Калинкина: В Белоруссии, честно говоря, отношение к законам такое двойственное. Потому что, если что-то законом не запрещено, но власти решат, что это нежелательно, то люди будут наказаны. Например, сейчас у нас в воскресенье должны пройти народные собрания в Минске и в разных других городах. По закону, для их проведения разрешения властей вообще не нужно, но людей арестовывают, задерживают, сажают, дают сутки и говорят, что они нарушают закон «О массовых мероприятиях», хотя народное собрание под массовое мероприятие вообще не подпадает и там друга процедура их организации. В принципе, в нашем случае, закон - это дело очень и очень относительное.
Также по теме
    Другие выпуски