Баумгертнер в заложниках. Получит ли Лукашенко выкуп?

27/08/2013 - 21:14 (по МСК) Тихон Дзядко, Юлия Таратута
Конфликт между «Уралкалием» и «Беларуськалием», вытекший накануне в арест Владислава Баумгертнера, сегодня официально вышел на межгосударственный уровень. Послы обеих стран включились в процесс, российский МИД выступил с угрозами, в Минске, ожидаемо, попросили оставить политику в стороне.

Впрочем, по всей видимости, именно в белорусской столице заинтересованы в том, чтобы поднять конфликт на более высокий уровень. С подробностями наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: День начался с сообщения о том, что белорусская прокуратура объявила об аресте на два месяца задержанного накануне гендиректора «Уралкаиля» Владислава Баумгертнера. При этом на белорусском телевидении были показаны  кадры, на которых топ-менеджера ведут в наручниках, ставят лицом к стенке, заставляют расставлять ноги, заводят камеру. В общем, демонстративно обращаются с ним не как с подозреваемым в экономических преступлениях, а как с уже осужденным на пожизненный срок маньяком-убийцей. Для создания образа «заложника» не хватало только пистолета у виска.

Пока Баумгертнера водили по СИЗО, в бой отправились послы двух стран. Российский дипломат в Минске отправился к белорусскому генпрокурору. По сути, безрезультатно. Посол выразил протест, прокурор пообещал проверить. Между тем, добиться встречи с Баумгертнером работникам консульства так и не удалось. Белорусский МИД, через который эта встреча должна быть организована, вместо этого призывает не увязывать «арест с политикой». Впрочем, именно этим и занимаются их российские коллеги со Смоленской площади. Туда в здание МИДа сегодня был вызван белорусский посол Игорь Петришенко. Ему выразили, как это принято говорить «озабоченность». Впрочем,  более жестко выразился замминистра иностранных дел Григорий Карасин. По его словам, ситуация вокруг Баумгертнера может сказаться «на графике контактов на политическом уровне», то есть прямо объявил о возможном похолодании в отношениях. Между тем, уже через месяц в Белоруссии должны пройти традиционные совместные военные учения «Запад 2013». На этом пока все. Накануне высказались премьер Дмитрий Медведев и его первый зам Игорь Шувалов. Последний, как утверждают в прессе, находится в достаточно близких отношениях с главным акционером «Уралкалия» Сулейманом Керимовым. На сцене не хватает только главного действующего лица – президента Владимира Путина. Но он обязательно скоро появится, но только во втором акте.

Станислав Белковский, политолог: Путин сейчас пытается дистанцироваться от всех вопросов, насколько он может дистанцироваться. Поэтому ясно, что он не будет бежать впереди паровоза для обсуждения этой темы. Сначала он выпустит своих младших политических братьев, руководителей правительства, а дальше, если это не поможет, будет вмешиваться сам. Но у меня нет ни малейших сомнений, что в данной ситуации Путин на стороне «Уралкалия» и против Лукашенко.

Именно реакции Путина и ждет белорусский лидер Александр Лукашенко. С одной стороны, его действия выглядят, как отчаянный шаг загнанного в угол зверя. Картель развален. Клиентов бывшие партнеры увели, демпинговой войны  «Беларуськалий», скорее всего, не выдержит, а вслед за ним не выдержит в отсутствие валютной выручки от продажи калия и белорусский рубль. По оценкам экспертов, национальная валюта может обвалиться уже через несколько недель, а вслед за ней последует очередной масштабный экономический кризис. Арест Баумгертнера вполне в духе решений Лукашенко, он неоднократно совершал похожие шаги. Аналогичным образом выманили в Минск директора сочинского санатория «Беларусь». Его тоже позвали в Белоруссию, чтобы обсудить дальнейшие планы, а затем арестовали. В то, что шаг был спланирован, говорит и то, что прокуратура фактически моментально объявила обвинение Баумгертнеру вместо положенных на это 72 часов. Тут же в белорусской прессе появился гигантского размера текст с компроматом, в котором подробно описывается схема того, как Баумгертнер, Керимов и другие их подельники продумывали план о том, как обанкротить, обобрать Белоруссию и белорусских шахтеров. Явно это не то, чтобы поспешное решение, но планировалось.

В Минске взятие заложника воспринимают, как нормальный способ решения вопроса, уверен эксперт по белорусской политике Андрей Суздальцев. Мало того, будь возможность взять еще, взял бы еще. Известно, что вместе с Баумгертнером в Минск звали и самого Керимова, и главу совета директоров «Уралкалия» Александра Волошина, который в прошлом был главой администрации Владимира Путина во время его первого президентского срока. То есть разницы между директором санатория, топ-менеджером мирового гиганта и бывшим чиновником высшего уровня в Минске не видят в принципе.  И того, и другого, и третьего можно заманивать в Минск и брать в заложники. Впрочем, Москва отчасти сама виновата в том, что это возможно. Все прошлые похожие демарши Лукашенко сходили ему с рук. В конечно счете он получал, то, что хотел, тем более что для Москвы обычно это стоило не очень значительных сумм. Вопрос в том, сойдет ли и на этот раз. Параллельно с развитием скандала минувшей ночью белорусский Минфин объявил, что запросил новый кредит из антикризисного фонда ЕврАзЭС. Фонд, напомню, контролируется Россией. На этот раз Москва может занять жесткую позицию и не пойти на поводу у Лукашенко. Впрочем, тогда судьбе Баумгертнера не позавидуешь, и он останется в Белоруссии на обещанные белорусскими следователями десять лет. 

Другие выпуски