Бастрыкина проклятья в Facebook не обижают: мониторинг нужен им для другого

21/01/2013 - 21:17 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен

Впредь и всегда, каждый день, в 7 утра, компания «Интегрум» – она занимается мониторингом СМИ – будет отчитываться перед Следственным комитетом, что плохого написали за сутки об этом ведомстве.

Контракт заключили еще в конце прошлого года, но известно стало о нем лишь сегодня из публикации газеты «Ведомости». Помимо криминальных сводок и разного рода жалоб, следователи хотят как можно больше узнавать о критике в свой адрес, в том числе, из блогов оппозиционеров. Мол, там их поливают грязью едва ли не каждый день.

Последует ли за этим зачистка информационного поля, выяснил Антон Желнов.

Желнов: Как удалось выяснить, Следственный комитет сотрудничает с мониторинговым агентством «Интегрум» не первый год. Все началось еще в ноябре 2008 года. До этого сотрудники комитета пользовались отчетами «Медиалогии», но, как пояснил источник ведомства, предложение «Интегрума» заинтересовало ценой – это 720 тыс. руб. в год; верхняя заявленная планка 1 млн. 100 тыс.

На этот год сотрудничество продлили, рассказал источник. В центральной пресс-службе комитета всего 15 человек, а в региональных, как правило, по одному, максимум двое. В связи с этим проследить за всем происходящим самостоятельно (а это более 3000 тысяч федеральных и региональных СМИ) –  нет возможности, утверждает он. Так что традиция доставки почты к 7 утра   не новость. Рассылка касается таких разделов, как «широко освещаемые в СМИ темы», «материалы, где говорится о совершенных или предупрежденных преступлениях», «новости о преступлениях в отношении детей», а также и это то, что больше всего интересует журналистов –  «критика Следственного комитета». Источник успокаивает: речь не о тех, кто требует отставки руководства ведомства или ведет кампанию в фейсбуке или твиттере, а о нарушениях собственных сотрудников. В пример приводит город Курск, где местная газета первой написала о нарушениях следователей; тогда им помогли проверкой центрального аппарата из Москвы. Что касается критики и резких высказываний оппозиции в адрес руководителя Бастрыкина с требованиями его отставки или другими действиями, которые могут нанести  репутационный ущерб, все это следователи будут оставлять без внимания и дальше. Якобы блоги и соцсети, даже с перепечаткой в СМИ, ведомство и «Интегрум» не отслеживает. Адвокат Алексея Навального Вадим Кобзев говорит, что обижаться на публикации в подобных структурах это моветон. 

Вадим Кобзев, адвокат Алексея Навального: Я бывший сотрудник Следственного комитета, у меня и друзья оттуда, и я пристально слежу за их деятельностью. Насколько я знаю, комитет никогда не подавал подобного рода исков. Никому. Любая критика, были ли она обоснована или необоснована, просто проглатывалась Следственным комитетом без какого-либо юридического продолжения. Не знаю ни одного случая не только с Навальным, я вообще не знаю ни одкого случая, чтобы Следственный комитет за какие-то высказывания или в адрес каких-то конкретно должностных лиц что-то обжаловал. 

С адвокатом Навального согласен и пресс-секретарь незарегистрированной партии «Другая Россия» Александр Аверин.

Александр Аверин, пресс-секретарь незарегистрированной партии «Другая Россия»: Против наших активистов случались возбуждения уголовных дел по статье "Экстремизм", в том числе и за публикации в социальных сетях. 

Как отмечали журналисты прошлой весной, Следственный комитет действительно не реагирует на жесткие публикации в свой адрес. Бастрыкин не обижается, а поступают по-другому, как это произошло с заместителем главреда «Новой газеты» Сергеем Соколовым. Обиженный на журналиста главный следователь страны просто вывез того в лес, и оставив свою охрану позади, поговорил «по понятиям». Правда, потом состоялась официальная конференция, на которой Бастрыкин извинился за инцидент, назвав это «эмоциональным срывом». В отличие от Следственного комитета другое силовое ведомство – МВД – обижаться любит. Последний инцидент – уголовное дело против журналиста Ольги Романовой, которая выложила на своей странице в Facebook фотографию с курящей полицейской. Оскорбление в адрес девушки сочли достаточным для возбуждения дела.
Другие выпуски