Байкер с Войковской: пять лет за 12 секунд. Почему следователи любят статьи пожестче

03/10/2013 - 22:16 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер
Пять лет за двенадцать секунд на мотоцикле. Тверской суд Москвы отправил под домашний арест Павла Волкова, который две недели назад прокатился по вестибюлю станции метро Войковская и неосторожно выложил фотографии в интернет.

Сначала его показали по всем каналам телевидения, а затем возбудили уголовное дело за хулиганство. Это не первый случай, когда полиция возбуждает уголовное дело, хотя может обойтись административным. Почему правоохранители стали настаивать на реальных сроках за нарушения в которых даже никто не пострадал, – разбирался Илья Васюнин.

Васюнин: Волков совершил хулиганские действия, желая выделиться и возвыситься над окружающими, объяснили сегодня представители дознания в суде. Байкера с Войковской спустился в вестибюль станции из хулиганских побуждений, грубо нарушал общественный порядок, выражал неуважение к обществу, и подверг опасности жизни людей.

Перед началом заседания Волков рассказал журналистам, что идея прокатиться по станции метро на мотоцикле была спонтанной. Волков еще 13 сентября на своем мотоцикле проехал по платформе станции метро «Войковская». Об этом никто бы не узнал, но он сам выложил видео со своим приключением сначала в интернет. Затем его показали по телевидению. И тут, наконец, спохватилась полиция, у которого до этого никаких особых претензий к байкеру не возникало – несмотря на то, что на каждой станции работают многочисленные камеры наблюдения.

Байкера задержали, и даже хотели арестовать. За него вступился участник Наблюдательного совета при ГВВД Москвы Александр Куликовский – тот, по его собственным словам, поехал на Петровку 38, и убеждал, что состава уголовного преступления в действиях молодого человека нет. В изолятор Волкова помещать не стали, но отправили под домашний арест. Два месяца без прогулок и встречаться можно только с близкими родственниками.

Куликовский уверен, что статья хулиганство использована неправомерно.

Александр Куликовский, член общественного совета при ГУВД Москвы: Статья 213 предполагает наличие оружия в руках у хулигана. Это все отсутствует в данном деле. Понятно, что человек не имел никакого умысла на совершение подобного деяния, никаких признаков того, что мотоцикл представлял собой орудие или оружие, или что-то похожее на оружие. Очевидно, что целью его не было напугать людей. И уж тем более причинить какой-либо вред. Безалаберное хулиганство. Поэтому, надеюсь, что судьба этого уголовного дела будет непродолжительной, и оно будет закрыто.

Общественник вспоминает дело Pussy Riot. Неоднократно девушек из панк-группы могли привлечь за мелкое хулиганство, но в итоге каждый раз отпускали, ни разу не наказали. А потом сразу отправили в колонию. Но о том, почему так по-разному действуют следователи, почему так жестко реагируют на правонарушения, я спросил у адвоката Алексея Гребенского. Он защищал спортсмена Расула Мирзаева, которого тоже сначала обвиняли по более тяжкой статье и только в суде разобрались, и вместо 12 лет он получил условный срок.

Алексей Гребенской объясняет, что, скорее всего, про «Войковскую» можно сказать, что это так называемый показательный случай.

Алексей Гребенской, адвокат: Случаи, которые вы называли, имеют место быть, и я не согласен с классификацией действий этих лиц, ни Pussy Riot, ни мотоциклиста, который на «Войковской» проехал. Поскольку дело получило общественный резонанс, чтобы никто не сомневался, что за малейшие деяния… Что можно беспрепятственно ездить, допустим, по подземным переходам в метро на мотоциклах, и тебе за это ограничатся максимум административным арестом.

Есть еще одна причина, говорит адвокат, который сам до этого работал в следственных органах еще при прокуратуре несколько лет назад. Гребенской объясняет, что следователям иногда проще вменить тяжелую статью, а потом уже, глядишь, суд разберется, в чем дело.

Алексей Гребенской, адвокат: Проблема излишней квалификации была всегда. Зачастую следователь подстраховывается, вменяя в вину более тяжкое преступление, чем относительно этого должно быть квалифицировано то или иное деяние. Делается это в следующих целях: очень много вопросов оставляется следствием на усмотрение суда, то есть следователь не желает объективно разбираться зачастую в тех моментах, так или иначе, могли бы быть предметом расследования.

Сам байкер с «Войковской» против меры пресечения для себя не возражал, но обещает с адвокатом оспаривать предъявленные ему обвинения по  213 статье, уже находясь дома. 

Другие выпуски