Автономная церковь в Суздале останется без мощей и без прихода

Здесь и сейчас
24 мая 2012
Поддержать программу
Поделиться
Ведущие:
Мария Макеева

Комментарии

Скрыть
Во Владимире завершился судебный процесс, предметом которого были мощи. Боролись за них священники – с одной стороны, и Росимущество – с другой. Священники, правда, хоть и православные, но не из РПЦ.

Слушания по делу о мощах завершились сегодня в Арбитражном суде Владимирской области, и судья Ирина Бутина приняла решение передать реликвию от Русской православной церкви государству. Представителем государства в суде выступало территориальное управление Росимущества Владимирской области, которое и подало иск к церкви.

Предметом разбирательства была почитаемая православными святыня, мощи святых Ефросинии и Ефимия Суздальских, которых почитают православные вне зависимости от принадлежности к церковным организациям. Святая Ефросиния, согласно летописным источникам, жила в XIII веке, основатель и архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Ефимий – в XIV веке.

С 1988 года мощи этих святых находились в храме Русской православной автономной церкви, которая не подчиняется РПЦ и не имеет с ней духовного общения. В РПЦ автономных православных считают раскольниками.

Александр Солдатов, главный редактор издания портала «Кредо.Ру» и религиозный эксперт, который представлял в суде интересы автономной церкви, говорит, что арбитражный суд не провел экспертиз мощей и не доказал вообще, что мощи официально принадлежали Русской православной автономной церкви. Позиция ответчика была такая: мощи в конце восьмидесятых передали конкретным священникам, а не церковной организации. Двое из этих служителей уже умерли, а третьего в суд даже не стали вызывать.

Солдатов: Суд напоминал некоторый театр абсурда, потому что я и другой мой коллега, представитель Российской православной автономной церкви, говорили, что не приведено ни одного доказательства того, что эти мощи когда-либо передавались РПАЦ, что не было никаких идентификаций этих костных останков, поэтому есть основания сомневаться в их подлинности. Что есть документы в деле 19-20 годов советских органов власти, где говорилось об их уничтожении или о том, что вместо мощей преподобной Ефросинии была найдена кукла. Как минимум, стоит задача идентификации, опознания этих останков. Суд внимательно это все выслушав, совершенно никак не отобразил этих аргументов в своем решении. 

Теперь у автономной церкви есть месяц на обжалование судебного решения, но особой надежды ее служители не испытывают. После этого в синодальный храм Русской православной церкви должны будут прийти судебные приставы, открыть деревянные саркофаги и изъять то, что осталось от истлевших костей.

Солдатов: В деле упоминаются только костные останки без каких бы то ни было облачений, упаковок, рак, еще чего-то. Но у РПАЦ в разных местах – в храмах, домах верующих, есть масса костных останков, которые приписываются разным святым. Как из этой массы выделить те останки, которые требует передать истец? Нет технической возможности выполнить это решение. 

Кстати, источник в службе судебных приставов Владимирской области на условиях анонимности мне рассказал, что его коллеги втайне надеялись, что дело о мощах не дойдет до суда, и изымать останки не придется. И дело не только в том, что не вполне понятна техническая сторона дела – с останками многовековой давности приставам еще не приходилось иметь дела.

Собеседник ДОЖДЯ рассказал, что приставы уже участвовали в изъятии у автономной церкви храмов – за последние пять лет у суздальского прихода забрали в пользу государства десять церквей. Сотрудники службы приставов говорят, что с содроганием вспоминают рейды по храмам и проклятья, которые им пришлось выслушать от бабушек-прихожанок. В общем, говорят, что участвовать в этом было очень тяжело морально.

Официальная позиция Росимущества такова: мощи, пока были в собственности Русской православной автономной церкви, не были доступны широкому кругу прихожан. Теперь их планируется передать в музей. Но эксперты, наблюдающие за ситуацией с автономной церковью, уверены, что, в конце концов, святыня достанется Московской патриархии РПЦ. Так же произошло и с переданными государству храмами, рассказал ДОЖДЮ религиовед Роман Лункин.

Лункин: Ясно, что это не местные власти Владимирской области делают. Я, как социолог, общался со многими чиновниками Владимирской области. Когда эта церковь в Суздале имела много храмов, к ней было вполне лояльное отношение, власти никогда не стремились столкнуть эти две церкви, когда они существовали, потому что это реально межрелигиозный конфликт. Получается, что сейчас с подачи кого-то сверху, из федерального центра, Росимущество, музей, или через них кто-то пытается разжечь этот межрелигиозный конфликт. 

Лункин считает, что автономной церкви стоит обжаловать решение владимирского суда в Страсбурге, и почти уверен, что Европейский суд займет позицию скорее религиозного меньшинства. Но сможет ли Страсбург обязать государство вернуть святыню, неясно, опять же, потому, что процесс о праве собственности на мощи – это уникальная ситуация для российского правосудия.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.