Андрей Солдатов о причинах перестановок во власти: это может быть связано с санкциями — Путин окружил себя максимально лояльными и преданными людьми

12/05/2014 - 22:35 (по МСК) Анна Монгайт, Павел Лобков

Кто этот загадочный новый управделами президента Александр Колпаков и что такое отдел «В» Федеральной службы охраны, Анне Монгайт и Павлу Лобкову рассказал главный редактор портала «Агентура.ру» Андрей Солдатов.

Лобков: Андрей, это были ожидаемые замены или это был сюрприз для руководства спецслужб, для руководства в особенности этих охранных и хозяйственных служб, которые очень близки к президенту?

Солдатов: Мне кажется, то, что касается внутренних войск, это был не очень большой сюрприз. Все понимали, что Золотова убрали со службы безопасности президента, и должность заместителя главкома внутренних войск будет для него носить временный характер. Говорили о том, что то ли ему дадут возможность формировать некоторую национальную гвардию, то ли ему дадут возможность вообще возглавить внутренние войска. В принципе, об этом речь шла где-то с лета прошлого года, поэтому сюрприза здесь не было.

Конечно, ситуация с управлением делами абсолютно другая, но, видимо, это решение и на самом деле было принято недавно, вряд ли это является частью какого-то стратегического плана. Мне кажется, что вообще сегодняшнее появление людей на очень многих должностях из внутренних войск, потому что речь идет, в том числе и о смене полпреда сразу в нескольких округах, это какая-то новая тенденция. Видимо, эти люди сейчас кажутся Кремлю более лояльными, явно не боящимися санкции.

Лобков: А можно говорить о реакции на Украину, на случай, если абы что выйдет, иметь внутренние войска более мобильные, более вооруженные, более современные, чем то, что мы видели в оцеплениях на московских площадях, когда эти мальчики фактически 16-летние представляли эту могучую структуру?

Солдатов: На самом деле, внутренние войска финансировались очень хорошо последние лет 10. И то, что мы видели, это не отражает состояния внутренних войск. У них прекрасно все обстоит и с внутренним вооружением, и с новыми техниками, и с людьми. То, что мы видели, это не то, чем на самом деле внутренние войска располагают. У них все отлично. Они могут решать задачу вместо Министерства внутренних дел или вместе с министерством. Тут все совершенно нормально.

Я думаю, что, скорее, тут больше похоже на реакцию на санкции. Насколько я помню, Кожин тоже попал в список, поэтому, возможно, это желание окружить себя людьми, которые при всех обстоятельствах останутся лояльными, всегда будут национально ориентированными и не попытаются искать какие-то независимые каналы, всегда будут при Владимире Путине.

Монгайт: Можно ли сказать, что сейчас произошло некое событие, о котором мы не знаем, которое заставило Владимира Путина произвести эти перестановки? Или это плановая смена, вот Украина подвела его к этим решениям?

Солдатов: Я думаю, что нет. Скорее, это была последовательность событий, потому что то, что случилось на Северном Кавказе, и смена Хлопонина, была довольно ожидаемая вещь, потому что было понятно, что идея о том, что удастся экономически развивать этот регион, и что полпред будет иметь главную роль в этом, не очень получилась. Было понятно, что нужно с этим что-то делать, поэтому создание министерства выглядело достаточно логичным, и уход Хлопонина выглядел достаточно логичным. Поэтому мне кажется, что здесь была цепь событий, большую часть из которых мы знаем. Я не думаю, что здесь было одно какое-то ключевое событие, которое все изменило.

Лобков: Андрей, а что такое Управление «В» ФСО, насколько это мощное управление, насколько оно дублирует управление делами президента? Что вообще известно об этой структуре?

Солдатов: Вообще Федеральная служба охраны – это огромная спецслужба, часто с очень удивительными функциями, которые не ожидаешь увидеть у ФСО. Это отнюдь не только охрана объектов, людей или резиденции. Это, в том числе и сбор информации, в том числе и проведение социологических опросов, в том числе и спецсвязь, поэтому ФСО очень активно и часто играет на рынке информационных технологий. И Управление «В» - это тоже очень мощная структура. Более того, мы должны понимать, что речь идет не только о Москве, у Федеральной службы охраны есть обширная и региональная империя, мы говорим о тысячах сотрудников, которыми как-то нужно управлять. Управление «В» в этом и принимало участие, они осуществляли, насколько я понимаю, именно регулирование и контроль хозяйственных функций, а для такой большой империи это довольно серьезно.

Лобков: То есть можно сказать, что фактически Колпаков переходит на параллельную должность, просто из тени в свет перелетая, как раньше говорилось?

Солдатов: Не совсем так, потому что мне кажется, что все-таки надо помнить, что Управление делами в последнее время занималось многими проектами, которые можно с какой-то точки зрения называть коммерческими. Я, честно говоря, очень сильно удивился этому назначению, потому что я не очень понимаю, как генерал ФСО без опыта работы на коммерческом рынке будет осуществлять эти функции. То ли эти функции действительно уберут, и Управление делами перестанет быть активным хозяйствующим субъектом, что тогда может все это как-то объяснить, или считается, что генерал ФСО просто благодаря своему бэкграунду способен что-то делать на любом посту.

Фото: AP

Другие выпуски