Американский конгресс рассмотрит «список Магнитского»

26/06/2012 - 21:23 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин
Американский Конгресс начнет рассмотрение так называемого «списка Магнитского» ‑ сенаторы решат, вводить ли санкции против российских силовиков и политиков, причастных к гибели юриста в следственном изоляторе. 
Велики ли шансы, что поправки будут приняты, мы спросили у нашего коллеги из Вашингтона, журналиста «Голоса Америки» Игоря Рискина.

Игорь Рискин: Это рассмотрение в Сенате будет 4-м по счету за небольшой промежуток времени. Только 19 числа голосование не состоялось, потому что один из сенаторов упросил дать ему больше времени на ознакомление с формулировками этого законопроекта. Еще важно понимать, что через 20 минут рассмотрение начнет, как сказали бы депутаты Государственной Думы, профильный комитет - не весь Сенат, а только комитет по иностранным делам Сената. Если этот комитет проголосует и одобрит законопроект, тогда он уже будет выноситься на общее рассмотрение.

Мне кажется, что задержки и вот уже 4-е рассмотрение в Сенате, притом что в палате представителей конгресса законопроект прошел и был одобрен сразу. А в Сенате это связано, наверное, с внутриполитическим дискурсом - с тем, что администрация, Белый дом, очень насторожено относятся к этому законопроекту, и считают, что он может повредить американо-российским отношениям в целом и в тех сферах, где очень важны именно хорошие отношения, сотрудничество.

Тем не менее, инициировал этот законопроект, как вы, вероятно, знаете, демократ - сенатор Бен Кардин. так получилось, что накануне моя коллега - корреспондент «Голоса Америки» Виктория Купчинецкая записала большое видеоинтервью с Беном Кардином, которое касалось не только темы Магнитского, но и более широкого круга вопросов. Полную версию можно посмотреть на нашем сайте. А для нас с нами важен небольшой фрагмент, касающийся именно «закона Магнитского».

Бенджамин Кардин: Законопроект пользуется поддержкой обеих партий - демократов и республиканцев. И в Сенате, и в конгрессе. Сейчас мы работаем над формулировками. Нас поддерживают законодатели в других странах мира, которые намереваются принять подобные законы. Думаю, что самый лучший момент в его рассмотрении - это когда мы начнем обсуждать установление нормальных торговых отношений с Россией.

Перед тем, слушания пройдут сегодня, состоялась премьера фильма, который в значительной степени был смонтирован из кадров, снятых самим Сергеем Магнитским. Название довольно длинное - «Документы Магнитского. Организованная преступность внутри российского правительства». На этой премьере присутствовали многие видные представители американской политики, те же сенаторы. Зачитаю некоторые короткие фрагменты выступлений.

Сенатор Джон Маккейн, который присутствовал на премьере, сказал, что отмена поправки Джексона-Вэника возможна только при условии принятия «закона Магнитского». Это опять же, наверное, имеет отношение к здешним вашингтонским спорам, потому что администрация Обамы говорила о том, что нельзя увязывать поправку Джэксона-Вэника и «закон Магнитского». Кроме того, Маккейн сказал, что сегодня же он направит письмо Обаме, в котором будет просьба провести расследование «дела Магнитского». Маккейн сказал, что «Холодная война в прошлом, но я уверен, что отношения между США и Россией останутся натянутыми».

Многие правозащитные организации, помимо сенаторов, выступают за принятие этого закона, в том числе такая влиятельная организация, как «Freedom House». Сегодня ее глава Дэвид Крамер был тоже на премьере. Он сказал следующее: «Российские чиновники хранят деньги в западных банках, а отдыхать любят на западе. «Закон Магнитского» лишит их этого удовольствия».

Поскольку рассмотрение еще не состоялось, мы не знаем, будет ли голосование. Дождемся, я думаю. Сегодня это единственный вопрос в повестке на заседании комитета. Возможно, голосование сегодня состоится.

Ольга Писпанен: Скажите, пожалуйста, сразу после встречи Обамы с Путиным на G20, появились сведения о том, что появилась какая-то засекреченная часть «списка Магнитского». Вы что-то знаете об этом?

Рискин: Да, разумеется. Дело в том, что в начале, по первоначальному замыслу, список тех чиновников, которые войдут в так называемый «список Магнитского», на который будет распространяться действия «закона Магнитского», должен был быть открытым. Если мне не изменяет память, его должны были опубликовать в течение 120 дней после принятия закона. Между прочим, это тогда утвердил и конгресс, и Сенат, но затем были внесены изменения, и теперь формулировка звучит иначе - теперь власти США, в интересах национальной безопасности, могут засекретить фамилии тех, кто попал в этот список. Это действительно так.

Писпанен: Большое спасибо. 

*По решению Минюста России «Голос Америки» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски