Американский закон о налоговых агентах борется с лоббистами, а не с правозащитниками

05/07/2012 - 22:36 (по МСК)
 В Москве сегодня говорили о поправках в закон о НКО. Начали на пресс-конференции правозащитников, закончили в Колонном зале дома союзов.

Такая активность связана с тем, что завтра законопроект должен пройти первое чтение в Думе. Правозащитник Лев Пономарев назвал закон наспех слепленным и антиконституционным, а глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева – вообще подлым. Это было на пресс-конференции. А в Колонном зале Дома союзов спикер Госдумы Сергей Нарышкин рассуждал о том, что в законе одни видят совершенствование и систематизацию, а другие – закручивание гаек и вмешательство государства в деятельность НКО. Думские авторы законопроекта говорят, что образцом послужил аналогичный закон в США об иностранных агентах.

Обозреватель «Голоса Америки» Игорь Рискин рассказал, как действует этот закон в Штатах.

Игорь Рискин: Закон о регистрации иностранных агентов в США действует очень давно. Его приняли в 1838 году, накануне мировой войны. Тогда, как вы понимаете, понятие «иностранный агент» трактовалось очень широко. Поэтому в 1966 году закон был очень серьезно изменен: очень сузилось понятие иностранного агента в США. Именно сейчас так это и понимается. Иностранным агентом называется индивидуум или организация, финансируемая другими, третьими государствами, которые, посредством этого индивидуума или организации пытаются добиться политических или экономических выгод для себя. 

Когда эти изменения приняли, то по мнению юристов правительству стало очень трудно доказать намеренное нарушение этого закона, потому что надо еще, видимо, доказывать, что государство, финансировавшее организацию или каких-то людей, искало экономических или политических выгод. Поэтому в США, насколько известно, не так уж много случаев, когда состоялись судебные процессы по нарушению этого закона, но, пожалуй, самый громкий случай произошел недавно. 

Был такой деятель здесь по имени Сайед Гулям Наби Фаи. Он был из Кашмира, территория, о которой бесконечно спорят Пакистан и Индия. Он потом переехал в США, натурализовался, то есть стал гражданином США. И здесь возглавлял Кашмирский американский совет. Он не регистрировал его как иностранного агента, а по закону такие организации должны пройти регистрацию, должны публиковать свои финансовые отчеты. Это должно быть все очень и очень прозрачно. Но он этого не сделал. После выяснилось, что почти 20 лет он получал деньги от пакистанских государственных структур, в том числе даже и пакистанских развед служб. 

Между тем у Наби Фаи были связи с американскими политиками и так далее. В общем ему предъявили обвинение - это произошло летом 2011 года. Уже в декабре 2011 он признал себя виновным. Признал, что действительно получал эти деньги. Речь шла о миллионах долларов. Ему грозило до 5 лет лишения свободы, потому что этот закон предусматривает уголовное наказание. Видимо, потому, что Фаи вовремя признал себя виновным, он получил только 2 года. Так что в данный момент от отбывает наказание. Приговор вынесли только в апреле нынешнего 2012 года. 

Также по теме
    Другие выпуски