Америка и Ливия разошлись в показаниях

17/09/2012 - 17:23 (по МСК) Михаил Фишман, Ольга Писпанен
Пока по всему миру продолжаются протесты против антиисламского фильма «Невинность мусульман», в Ливии расследуют смерть американского посла Криса Стивенса. Сейчас есть две версии случившегося.

Либо его убили случайно, либо нападение на консульство в Бенгази было спланированной акцией. Егор Низамов изучил все «за» и «против».

Низамов: Акции протеста, прокатившиеся по 20 странам мира, продолжаются в Афганистане и Индонезии. Сегодня около 1000 человек блокировали одну из центральных улиц Кабула – дорогу на Джалал Абад. Они жгли покрышки, уничтожали лавки и полицейские автомобили, кидали в стражей порядка камнями.

В индонезийской столице, Джакарте, полицейским пришлось применять брандспойты и слезоточивый газ, чтобы отогнать протестующих от здания американского посольства. Власти Афганистана и Индонезии пытались предотвратить волнения, запретив в своих странах доступ к видео в интернете. Но это не помогло, а, может быть, даже спровоцировало многих на участие в протестах.

Антиамериканские демонстрации продолжаются уже почти неделю. И за это время так и не стало ясно, что же произошло 11 сентября в Бенгази. На консульство Соединенных Штатов внезапно напали, убили посла США Криса Стивенса, еще троих сотрудников и восьмерых ливийских охранников.

Накануне в интернете появился ролик, где видно, как несколько ливийцев выносят тело Стивенса из здания консульства. И даже этим людям, которые видели его, считай, сразу после нападения, было поначалу неясно – жив он или мертв. Смерть Стивенса констатировали только в больнице, где пришли к заключению, что он отравился угарным газом.

Пока это главная версия о причине его смерти. Но ливийские власти и чиновники в Вашингтоне никак не могут договориться о том, была ли гибель дипломата случайностью или запланированным итогом хорошо срежиссированного нападения. Председатель ливийского национального конгресса Мохаммед Магариф, фактически президент страны, считает, что атака на консульство – работа профессиональных наемников.

Магариф: Определенно эту акцию спланировали иностранцы - люди, которые проникли в страну несколько месяцев назад, и которые готовились к нападению с тех самых пор.

Он уверен, что это дело рук боевиков из соседних стран – например, из Мали. Впрочем, в той же программе на CBS News, спустя всего несколько минут прозвучала версия Вашингтона. Сьюзан Райс, посланник США в ООН, заявила, что никаких подтверждений того, что акция была спланирована нет. И это якобы было стихийное нападение.

Райс: Вскоре после того, как начался этот стихийный процесс у здания консульства в Бенгази, экстремисты, похоже, присоединились к нему. У них было тяжелое вооружение, которое сейчас, к сожалению, легко достать в Ливии. И вот тогда протест превратился в нечто куда более жестокое.

Бывший посол России в Ливии Вениамин Попов склоняется к тому, что расстрел консульства в Бенгази был исполнен профессионалами, и это была спланированная акция.

Попов: У меня такое представление, все-таки, что ливийские власти имеют больше сведений, потому что для американцев это явилось неожиданностью. А первые сообщения, самые первые сообщения были о том, что в этих событиях, в штурме Генконсульства задействованы были два батальона того, что мы называем джихадистов. Значит, это была спланированная все-таки акция.

В пользу этой версии говорит и то, что из здания консульства пропали документы: по информации британской газеты Independent, в них были перечислены те ливийцы, которые сотрудничали с американскими агентами. То есть это была ценная для ливийских боевиков информация. Но осторожное заявление Сьюзан Райс, возможно, было сделано верно – пока никаких прямых доказательств спланированного покушения на Стивенса действительно нет.

Другие выпуски