Александр Титель: Доносы всегда пишутся плохим русским языком

28/05/2012 - 21:03 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Сегодня в Интернете появилось очередное открытое письмо, посвященное постановке "Сон в летнюю ночь" в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Его авторы утверждают что первое обращение, которое облетело социальные сети ровно неделю назад - фальшивка, а люди, его написавшие, не имеют никакого отношения к родителям учащихся детского хора.
21 мая некая инициативная группа родителей написала обращение на имя Всеволода Чаплина, Сергея Капкова и Павла Астахова, в котором они жаловалась на художественного руководителя театра Александра Тителя. А постановку бриттеновской оперы "Сон в летнюю ночь" по Шекспиру называли развратной оргией, пропагандирующей однополый секс и педофилию. Причем подписано письмо было некой Светланой Хасановой, которой, как отметили в самом театре, среди родителей участников детского хора попросту нет.
"Отвратительная фальшивка, написанная якобы от нашего имени, без конца обсуждается в СМИ. Официально и ответственно заявляем: "Никто из нас этого клеветнического письма не писал!" – говорится в новом заявлении. Художественный руководитель театра Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель с нами в студии.

Казнин: Какое из писем настоящее? И что в ближайшее время вы намерены делать с этим скандалом?

Титель: Что значит – какое настоящее? Авторы первого письма неизвестны. Как уже было не раз сказано, дамы с такой фамилией и таким именем, отчеством – Хасанова Светлана Петровна – среди родителей наших детей нет.

Писпанен: А почему вы сразу тогда не опровергли это письмо?

Титель: В каком смысле – сразу опровергли?

Писпанен: Как только появилось письмо на прошлой неделе…

Титель: Как только письмо появилось, было сказано, что мы, то есть театр, даст официальный ответ, который постарается опубликовать в средствах массовой информации. Буквально на следующий день, или через день такой ответ был сделан и был опубликован. В нем была разъяснена позиция театра, было сказано, что такое странное возмущение родителей, поскольку с родителями детей нашего детского хора мы предварительно беседовали, как это всегда и бывает, и рассказывали им о том, в каком спектакле они будут принимать участие, во взрослом спектакле, какие сцены там есть, которые могут вызвать беспокойство, или которые требуют того, чтобы родители специально поговорили со своими детьми, и мы с ними, у нас с ними тоже хорошие отношения с этими ребятками, потому что они у нас во многих спектаклях играют. И в «Кармен» - совсем не в детской опере, и играют в «Гамлете» у нас на новой сцене, где тоже есть на малой сцене всякое. И тем не менее, они точно знают, что они там делают, зачем, почему.

Родители были предупреждены, им была показана вся опера, записанная в Лондоне, в театре Английская национальная опера. Им было показано видео, они просмотрели всю оперу и сами должны были принять решение, и приняли его. Кто-то посчитал, что нет, все-таки рискованно, психика ребенка, мало ли что, и отказался. Мы говорили об этом неоднократно, таких было человек 5-6. Вполне достойные люди, имеют право отказаться. Позиция уважительная.

А большинство, человек 30-35 согласились.

Писпанен: Кому нужно было писать такое письмо тогда? В чьих это интересах?

Титель: Кому нужно было писать? Вы знаете, я удивляюсь другому. Замечательное письмо написано теперь, написано реальными, именно такими они назвали себя, - реальные родители реальных детей, реально участвующих. Вот этих людей мы знаем, это действительно родители тех детей, которые принимают участие в репетициях спектакля.

Недаром там есть обращение к здравомыслящим людям; сами эти родители - тем, что они собрались и написали такое письмо, совершенно очевидно, принадлежат к этой категории граждан. К здравомыслящим людям. К тем людям, которые способны отличать серьезное обращение с каким-то беспокойством от провокационного вопля: Ату его.

Хотя бы по стилю написания можно было бы различать, потому что, надо сказать, доносы, как правило, у них плохо и с русским языком, и с литературой. Так всегда было, во всяком случае, на Руси.

Казнин: У вас проблем не возникло никаких? Со стороны чиновников, департамента культуры или министерства культуры?

Титель: Нет, не возникло никаких проблем. Комитет по культуре является нашим учредителем, естественно, они должны были отреагировать, они переслали нам это письмо. Авторы этого письма неизвестны, вопли там стоят как бы дикие, текст и стиль, а по стилю тоже можно судить, явно провокативный. То, что там написано, к реальному спектаклю, реальным репетициям имеет мало отношения. Кому это было нужно? Мне трудно сказать. Тем не менее, собаки лают, а караван идет.

Дети работают, спектакль репетируется. А когда он выйдет, как и положено во всем мире, люди будут судить о том, насколько он хорош. Но родители отвечают за своих детей, и берегут их также, как их бережет и театр.

Родители знают, что они приводят детей в красивое, чистое, эстетическое здание с замечательными помещениями репетиционными, где они репетируют, где с ними репетируют концертмейстеры, режиссеры, хормейстеры. Они себя чувствуют замечательно, они растут, понимаете? И надеюсь, что и интеллектуально, и нравственно тоже.  

Также по теме
    Другие выпуски